|
Кавказ является колыбелью древних цивилизаций, созданных его автохтонными народами. Одними из народов Кавказа и Закавказья, создавших свою уникальную культуру являются народности лезгинской группы языков. Упоминания о различных лезгинских племенах встречается в сочинениях античных и раннесредневековых авторов (ваны, асы, гелы /гилы, леги /лики/леки, утии /кутии, пелазги, руты, лацы, троянцы /тирренцы, арсы, гаргары…). После падения царства Урартского, поклоняющиеся богу Огня Алпану лезгиноязычные народы в V-IV вв. до н.э. создали государство Алпан (Кавказскую Албанию), простирающуюся от реки Арас до прохода Чула. |
14.02.2015 | 1483 | 0 |
» История |
|
В фокусе нашего интереса находятся исторические корни лезгинского языка. Лезгинский язык распространен главным образом в южных районах республики Дагестан и в северных районах республики Азербайджан. В республике Дагестан лезгины проживают в Сулейман-Стальском (бывший Касумкентский), Курахском, Магарамкентском, Ахтынском районах и частично в Хивском, Рутульском, Дербентском, Хасавюртовском. В Азербайджане они компактно проживают в смежном Кусурском районе и разрозненно — в Кубинском, Хачмасском, Исмаилинском, Куткашенском, Варташенском, Нухинском и других районах [1]. Лезгинский язык принадлежит к иберийско-кавказской языковой семье. |
15.08.2014 | 1221 | 0 |
» История |
|
Миллет, халкь кьилди-кьилдин ксарикайни хзанрикай, сихилрикайни тайифайрикай арадал къвезвай тIебии ибарат я. Умуми чIални яшамиш жедай ери – чил, тарихни меденият авай гьар са халкь – ам тIебиатдин кьилдин беден яз гьисабиз жеда. И бедендизни, инсандиз хьиз, гьар жуьредин лишанар – къилихарни хесетар, кьетIенвилерни тафаватлувилер хас я. Миллетдин кьетIенвал хуьзвай, ам масадбурукай тафаватлу ийизвай лишанриз милли тIамгъа (код) лагьайтIани жеда. Ихьтин лишанри милли къанажагъ, фагьум-фикир (самосознание) арадал гъизва. Милли къанажагъ халкьдикай миллет ийизвай, ам миллет яз хуьзвай зурба къуват я лагьайтIа, чун ягъалмиш жедач. |
22.04.2014 | 979 | 0 |
» История |
|
Наиболее древними божествами лезгин Самурской долины были персонифицируемые небо, небесные светила - Солнце и Луна, атмосферные явления - радуга, ветер, гром и молния, дождь. Стрелять в Солнце и Луну считалось грехом, «это все равно, что стрелять в Аллаха» (с. Хрюг). С Солнцем были связаны определенные верования и табу. Повсеместно существовал запрет пускать солнечные зайчики в окна домов. Это расценивалось как намек, что в этом доме живут женщины легкого поведения (с. Ахты). По всеобщему представлению, затмения светил происходят по воле Всевышнего, наказывающего таким образом людей за грехи. Существовало также представление, что грешников убивает молния («цIайлапан»). |
25.09.2013 | 876 | 0 |
» История |
|
Этот гороскоп отличается от обычных тем, что в нем не 12 знаков, как в зодиакальном или китайском, а 24. Это связано с тем, что лезгинский годовой календарь делится не на 12 месяцев, а на 24 цикла, где каждый цикл связан с определенными сельскохозяйственными работами, игравшими важную роль в жизни древних лезгин. Этот гороскоп представляет интерес не только с точки зрения этнографии и культурологи, но может быть полезен и интересен современному человеку, поможет лучше узнать людей, с которыми мы общаемся. |
18.09.2013 | 983 | 0 |
» История |
|
Как принято считать, в основе всякого календаря лежат астрономические явления: смена дня и ночи, изменение лунных фаз и смена времен года. Эти явления дают три основные единицы измерения времени, лежащие в основе любой календарной системы - солнечные сутки, лунный месяц, солнечный год. Вместе с тем возникновению и развитию представлений человека об организации времени и пространства, формированию структуры календаря влияли и своеобразие природно - климатических условий, ландшафта, системы жизнеобеспечения народа. Все эти условия вместе взятые, способствовали образованию различных календарных систем. Разнообразие действующих в разных странах календарных систем со своим летоисчислением, своей эрой, иногда особыми единицами времени и т.д. являются доказательствами сказанного. |
17.09.2013 | 1436 | 0 |
» История |
|
Пеласгское иероглифическое письмо читается при помощи лезгинского языка. Египетское иероглифическое письмо состоит примерно из таких же рисунков. Подходит ли лезгинский язык в качестве ключа для идентификации рисунков египетского письма? Утвердительное предположение этого вопроса исходит из следующих обстоятельств. Во-первых, древнегреческое население Балканского полуострова имеет тесные культурные и исторические связи с египтянами. Циклопические сооружения древней Греции, напоминающие египетские, принадлежат именно догреческому населению Балкан. Во-вторых, бог Солнца Ра, идентичное с лезгинским "рагъ" 'солнце', в XXVI-XXV вв до н.э. стал главным богом египетского пантеона и его культ приобрел общеегипетский характер. В-третьих, один из знаменитых фараонов Египта Рамзес упоминается в этрусском письме, которое также дешифруется при помощи лезгинского языка: "РамтIас ман йа" (Рамтас - обожествленный предок). Имя "Рамзес" означает 'Ра подарил', что вполне подходит лезгинской интерпретации - "Ра ам зас" 'Ра его мне (подарил)'. В-четвертых, слово "фараон" идентично с лезгинским "фиръаван" 'роскошный'. В-пятых, неизвестная в историографии этимология слова "пирамида" вполне интерпретируется при помощи лезгинского языка. Дело в том, что в этрусском письме буквы "К" и "П" близки по начертаниям и поэтому в латинских транслитерациях они приведены как одна буква "П". |
05.08.2013 | 1434 | 0 |
» История |
|
Лакз – варианты: аль-Лакз и Лакзан – по мнению А. Р. Шихсаидова, основанном на изучении местных источников, прежде всего «понятие территориальное, а не этническое или политическое» [Х. Х. Рамазанов, А. Р. Шихсаидов. Очерки истории Южного Дагестана. — Махачкала: Дагестанский филиал Академии наук СССР, 1964]. По В. Ф. Минорскому «На запад от Маската, в верхнем течении реки Самур, лежит горная страна, населенная племенами, которых мусульманские источники называют лакз» [Минорский. История Ширвана и Дербенда X-XI веков. География и этнография в тарих аль-Баб]. Арабо-персидские авторы средних веков, от которых мы собственно и знаем о Лакзе, придают этому термину разные значения. У Йакута и аль-Калкашанди это название города, причем у последнего город находится в стране Рус. У аль-Мукаддаси, ибн-Са’ида аль-Магриби, Хамдаллаха Казвини и в средневековом сирийском источнике, приводимом турецким ученным XVII века Мюнеджим баши, это название гор. Но у абсолютного большинства средневековых авторов, в том числе и у упомянутых Йакута, аль-Калкашанди, аль-Магриби, и Мюнеджим баши Лакз это прежде всего название народа или племени (племен). Даже в тех случаях, когда речь идет об одноименном политическом образовании, т. е. стране «Лакз», часто пишут именно «страна (царство) Лакз», тогда как названия остальных владений пишут просто «Табарсаран», «Сарир», т. е. как бы подчеркивают этническую составляющую данного царства. |
26.07.2013 | 1971 | 0 |
» История |
|
Язык, условно названный нами кюринским, составляет особую лингвистическую единицу, которая менее дробится на расходящиеся наречия, чем напр. язык маарулов (аварцев) или язык Даргуа (даргинцев). В отношении к однообразию язык кюринский может быть уподоблен лакском, несмотря на то, что раскинулся на гораздо большее пространство. В нем встречается много видоизменений выговора, едва ли не в каждом ауле, но, несмотря на то, кюринцы с самых противоположных концов края, подобно лакам, свободно понимают друга, друга, чего нельзя сказать о маарулах или даргинцах. |
18.07.2013 | 1493 | 0 |
» История |
|