Услар П.К.: Кюринский язык
§ 1. Язык, условно названный нами кюринским, составляет особую лингвистическую единицу, которая менее дробится на расходящиеся наречия, чем напр. язык маарулов (аварцев) или язык Даргуа (даргинцев). В отношении к однообразию язык кюринский может быть уподоблен лакском, несмотря на то, что раскинулся на гораздо большее пространство. В нем встречается много видоизменений выговора, едва ли не в каждом ауле, но, несмотря на то, кюринцы с самых противоположных концов края, подобно лакам, свободно понимают друга, друга, чего нельзя сказать о маарулах или даргинцах. Для отвращения недоумений, весьма желательно, чтобы, как язык, так и народ, говорящий на нем, носили общее наименование. В этом отношении мы встречаем много затруднений. Ни язык в целости своей не называется кюринским, ни жители, на нем говорящие, не носят общего названия кюринцев. Во всяком случае, общее название необходимо. Мы принимаем условно для языка название кюринского, а для жителей название кюринцев. Далее объясним, почему эти названия предпочли другим.
§ 2. Географическое положене кюринцев в самых общих чертах обозначается течением реки Самура (Кьулан вацI, Срединная река, как они ее называют). Самур замыкает Дагестанское прибрежье Каспия на юге так же, как Сулак на севере. В нескольких верстах ниже Рутула, Самур становится кюринской рекой; кюринское народонаселение сопровождает оба берега его до самого впадения в море. Прерывается оно лишь немногими аулами с тюркским народонаселением, построенными на низовьях реки. Вместе с тем, Самуром определяются и три главные части, на которые делится страна, обитаемая кюринцами: а) долина среднего Самура, b) левая сторона нижнего Самура и c) правая сторона нижнего Самура. Таковое естественное разделение соответствует как нынешнему административному, так и бывшему политическому делению края.
§ 3. Кюринская часть долины среднего Самура составляет восточную часть нынешнего Самурского округа и начинается не далее, как верстах в 20-ти вниз по реке от Рутула. Первый встречающийся на Самуре аул, говорящий по-кюрински, есть Кьуьлитар (Кюлютль), который представляет крайнюю западную оконечность распространения кюринского языка. От этого аула вверх по Самуру до Казикумуха, равно как и к стороне запада, через главный хребет в Елису, идут языки михет, и цIахуьр, о которых до сих пор мы не имеем еще положительных сведений. Ахтинцы уверяли меня, что эти языки не имеют ничего общего с языком кюринским; существуют и противоположные показания. Эти вопросы могут быть разрешены не иначе, как точными исследованиями.
Начиная от аула Кьуьлитар, вниз по Самуру, по обе стороны реки, до восточной оконечности Самурского округа, исключительно господствует особое наречие языка кюринского, которое подвергается мелким изменениям по аулам. Говорящие на кюринском языке живут в 36 аулах и нескольких выселках в числе 5796 дворов. При этом заметим, что жители сами себя не называют кюринцами, и никто их так не называет. С незапамятных времен делились они на три отдельные независимые общества, которые сохранили независимость свою почти до позднейших времен. Общества эти назывались: ахтти пара, алти пара и докъуз пара, названия, чисто тюркские; тюркоадербиджанский язык весьма распространен в Самурской долине. Селение Мискискар (Мискинджа) 403 двора, населенное кюринцами-шиитами, находилось вне всех этих обществ. Сверх того, некоторые кюринские аулы причислялись к рутульскому магалу, след. находились в союзе с народом иноязычным. Первенствующее место занимало и теперь еще занимает Ахцагьар(около 1000 дворов), которое мы и тюрки называем обыкновенно Ахты, от арабского ухт -сестра, так как, по преданию, арабский завоеватель Абу-Муслим отдал его в управление своей сестре и зятю. По названию этого селения, как внешние кюринцы, так и соседние народы, называют кюринцев долины среднего Самура, с легким изменением выговора, ахцегьгуь единств., ахцегьгуьяр множ., в переводе ахтынец, ахтынцы, не принимая в соображение различия обществ. Это название жители и сами себе придают, чтобы обозначить в общих чертах, откуда они родом. Но название ахцегьгуьяр ни в каком случае не может быть распространено на совокупность всех кюринцев. Из Самурского округа кюринский язык переходит к югу через главный Кавказский хребет в пределы Нухинского уезда нынешней Елисаветпольской губернии. По показанию ахтынцев, жители селений Шинар (Шин), Дашагъулар (Дашагиль) и Филифар (Филифли) говорят одинаковым с ними языком. Быть может, есть и еще насколько таковых селений в Нухинском уезде, но о них мы не имеем сведений. Покуда, можно принять селение Филифар за крайний предед распространения кюринского языка к югу. Это селение находится в близком расстоянии от Варташина, где уцелел еще язык удский (удинский).
§ 4. Левое прибрежье нижнего Самура, населенное кюринцами, подвергалось в течение веков многим переворотам. Вообще страна эта довольно доступна по всем направлениям и не носит на себе отпечатка сурового Нагорного Дагестана. Северные кюринские аулы входили в состав владения маасума -Табасаранского владельца, установленного арабскими завоевателями еще в VIII веке по Р. X. К югу от маасумства Табасаранского, страна до самого Самура называется Куьре – Кюре. По преданно, название это произошло оттого, что арабский правитель страны жил в ауле Куьрахуьр (КюрКент). Впрочем, это не подтверждается ничем положительным. Жители сами себя называют куьрегуь -кюринец, куьрегуьяр – кюринцы. Так называют их, с некоторыми видоизменениями выговора, и горные соседи. Язык свой называют они куьред чIал.
В продолжение длинного ряда веков, кюринцы, повидимому, не имели у себя центрального правительства. По временам и частями, они признавали власть то Дербента, то Кубы, то Казикумуха. Во второй половине прошлого века, ветвью династии ханов Казикумухских образовано было особое ханство Кюринское, которое с некоторыми перерывами существовало до 1864 года. Кюринский хан (куьред хан) жил обыкновенно в селении Кьурагь (Курах), название которого не имеет ничего общего с куьре, хотя русская транскрипция и может подать повод к сближению. В настоящее время из описываемого нами края с присоединением Южной Табасарани образован округ Кюринский, большинство жителей которого суть кюринцы и говорят кюринским языком, но, кроме того, встречаются и другие языки.
Самый северный кюринский аул есть Манкъулди хуьр (Имаглы), на реке КIварчагъ вацI (Карчагсу). Начиная от него, вверх по реке, встречаются кюринские аулы, в перемежку с табасаранскими, числом девять (589 дворов). Несмотря на различие языка, они всегда находились в бесспорном владении маасума Табасаранского.
К югу от КIварчагъ вацI протекает СитIал вацI (Чирахсу). Селения, расположенные вдоль левой верхней части реки, образуют Агьмарар магьал (Ахмарлинский магал), в котором пять аулов (200 дворов) говорят на кюринском языке. Обладание этими селениями подавало повод к распрям между ханом кюринским и Маасумом Табасаранским. Выше, по левую сторону реки, язык табасаранский (Хив, Ляка и пр.).
Полоса земли между СитIал вацI (Чирахсу) и Кьулан вацI (Самуром) составляет коренную кюринскую землю, то собственно, что называется Куьре -Кюре, бывшее неоспоримое владение хана кюринского. Здесь находится 111 аулов (6764 двора), которые говорят по-кюрински. К западу язык кюринский встречается с языком агульским. Вверх по Кьурагь вацI (Курахчаю), на притоке его Хипедж вацI в ауле Хипеджар (Хипечь) говорят по-кюрински, в следующем выше ауле Урсунар (Орсун) по-агульски, еще выше в Шимихуьр (Шимихюр) по-кюрински, далее в Хуьппукьар (Хпинк) по-агульски. Вверх по течению самого Кьурагь вацI, кюринский язык прекращается селением Галхенар Кирхан/Гилхан. Выше идет язык агульский до селения Хьугъул (Чирах), где говорят одним из даргинских наречий. Покуда, все наши сведения о языке агульском ограничиваются записанными личными местоимениями и числительными, которые представляют некоторое сходство с кюринскими. К востоку кюринский язык доходит до моря: аул Фаргьата хуьр (фаргат) находится на самом устье южного рукава Самура. Здесь язык этот находится в тесном соприкосновении с языкомь тюркоадербиджанским.
§ 5. Правое прибрежье Самура, по самым условиям географического положения своего, всегда входило в составь Кубинского ханства. Под именем Кубинского ханства подразумеваем мы страну, находящуюся между нижним Самуром и главным Кавказским хребтом, который на этом протяжении все более и более понижается, становится удобопереходимым и, наконец, исчезает на Апшеронском полуострове. Впрочем, Куба, в виде центрально-административного пункта, сообщившего название свое целой стране, появляется не ранее середины прошлого века. Страна эта в прежние времена управлялась наследственными правителями, более или менее признававшими над собою власть правительства персидского. Резиденцией их было селение Худат; родоначальником династии некто Лезги Ахмед. По преданию он был из фамилии Уцмиев, переселился в Карчаг, и, потом, в Персию, откуда возвратился в звании правителя края в Худат. В настоящее время, бывшее Кубинское ханство составляет Кубинский уезд Бакинской губернии, который административно отделен от Дагестана.
В полосе страны, сопровождающей справа течение Самура, шириною почти до самого города Кубы, господствующее народонаселение есть кюринское, говорящее тем самым языком, которым говорят в бывшем Кюринском ханстве. Г. Зейдлиц, составивший весьма веское в этнографии Кавказа описание Бакинской губернии, насчитал в Кубинском уезде 50 аулов и 21 выселок, жители которых целиком или частью говорят по-кюрински.
В некоторых селениях природный язык одной части обитателей есть кюринский, а другой адербиджанский. Для числа жителей обоего пола, говорящих на кюринском языке в Кубинском уезде, г. Зейдлиц полагает цифру 28641. Показания его заслуживают высокой степени доверия. В южной части Кубинского уезда существуют языки: Хиналуг, Будух, Крыз, о которых мы пишем по наслышке, не имея о них положительных сведений. Кюринцы уверяют, что эти языки не имеют ничего общего с их языком, но и это показание требует подтверждения.
В отношении к кубинским кюринцам, повторим замечание, сделанное уже нами о кюринцах долины среднего Самура, т. е. то, что не только они сами себя не называют кюринцами, но и никто так их не называет. Единоязычные соседи называют их обыкновенно КупIатгуь- кубинец, КупIабтгуьяр – кубинцы, название, не имеющее никакого лингвистического значения.
§ 6. Впрочем, существует общее название, которым называют себя все кюринцы, откуда бы они ни были родом. Это название есть столь знакомое нам: лезги- единств., лезгияр -множ. Заметим, при том, что это название кюринцы присваивают себе в исключительную собственность; лезги чIал есть кюринский язык. Лезгинами не называют они ни хайдаков, ни табасаранцев, ни лаков, ни какой-либо другой из горских народов. Происхождение этого названия не имеет корней в языке, и сами кюринцы полагают, что принято оно ими только потому, что так прозвали их соседи тюрки. С другой стороны, ни один из горских народов не называет кюринцев лезгинами. Во всяком случае, это название, которым весь народ себя объединяет, было бы хорошо, если бы мы имели возможность в настоящее время придать ему требуемую определительность. Но как тюрки, так и мы привыкли уже без разбора называть лезгинами всех дагестанских горцев. Специализирование этого названия повело бы только к большой запутанности. Мы предпочитаем для народа название кюринцев, а для языка название кюринского. Так называет себя теперь большая часть народа; к этому названию мы уже привыкли, и оно имеет для нас определенное значение.
Услар П. К. Этнография Кавказа. Языкознание. VI.
Кюринский язык, Тифлис, 1896. — 639 с.18.07.2013 | 1482 | 0 |
|