Вход | Регистрация
Главная » Статьи » История
Этнографическое исследование прошлого лезгин

В фокусе нашего интереса находятся исторические корни лезгинского языка. Лезгинский язык распространен главным образом в южных районах республики Дагестан и в северных районах республики Азербайджан. В республике Дагестан лезгины проживают в Сулейман-Стальском (бывший Касумкентский), Курахском, Магарамкентском, Ахтынском районах и частично в Хивском, Рутульском, Дербентском, Хасавюртовском. В Азербайджане они компактно проживают в смежном Кусурском районе и разрозненно — в Кубинском, Хачмасском, Исмаилинском, Куткашенском, Варташенском, Нухинском и других районах [1]. Лезгинский язык принадлежит к иберийско-кавказской языковой семье. Письменность у современных лезгин существует с середины XIX в., первоначально на базе арабской графики, затем, с 20-х годов XX столетия — на основе латиницы, которая, в свою очередь, с 1938 г. была заменена на кириллическую графику. Предками современных лезгин были многочисленные племена, жившие на востоке Кавказа, в государстве Кавказская Албания, близкие друг к другу как по языку, так и по культуре и являвшиеся, вместе с грузинским и армянским народами, последователями христианства. У них был свой перевод Библии и, соответственно, своя письменность — предмет особого интереса сегодняшних исследователей-кавказоведов. До VII в. Кавказская Албания сумела сохранить свою целостность несмотря на частые захватнические нашествия. К VII в. относится завоевание Кавказской Албании арабами и распространение среди лезгиноязычных народов ислама [2].

В Российской Федерации лезгинским языком в 2002 г. по данным переписи владело 397 310 человек. В Азербайджане в 1999 г. по данным переписи проживало 178 000 лезгин [3]. Лезгинский язык делится на 3 группы диалектов:

> кюринские;
> самурские;
> кубинские.

Также имеются самостоятельные говоры:

> курушский;
> гилиярский;
> фийский;
> гелхенский.

Происхождение лезгин уходит вглубь веков и связано с древнейшими насельниками Кавказа, создателями развитой куро-аракской культуры (конец IV тыс. до н.э.). Непосредственными предками лезгин и лезгиноязычных народов являются албанские племена, создавшие за несколько веков до нашей эры Кавказскую Албанию, государство на территории Восточного Кавказа. Древнейшие памятники каменного века, обнаруженные на территории Дагестана, относятся к ашельской эпохе (древние племена легов, гелов, удинов и др.). В конце первого тысячелетия до нашей эры территория Дагестана входила в состав Албании Кавказской, затем державы Сасанидов. С V в. на территории Дагестана образуется ряд государственных образований: Дербент, Лакз, Табасаран, Серир, Зирихгеран (Кубачи), Кайтаг, Гумик и др.; в VI в. — государство гуннов [3].

Собственно лезгинские языки — это исторически общеалбанская языковая общность, а в конце первого тысячелетия до нашей эры — языки Кавказской Албании. В античных и раннесредневековых источниках лезгинский язык известен под названиями «гаргарский», «арранский», «легский, лекский», «гельский» язык [4]. Албания (Алпан) была многопленным лезгиноязычным государством. Топонимика Кавказской Албании и этнографические исследования показывают, что леги, описанные античными авторами, занимали всю территорию Албании [5]. До сих пор в Азербайджане бытуют такие древние наименования мест, как Албания, Алпанар, Арран, Ран (названия Албании, данные арабами), Лезги-Легер, Лек, Лекит, Лаза, объяснимые на основе лекского языка. Названия таких рек, как Кусар-чай, Гильгиль-чай, Кура также объяснимы на основе лезгинского языка [6].

Предками современных лезгин были многочисленные племена, жившие на востоке Кавказа. Уже в античных источниках имеются сведения о кавказском народе «лезги». К VII в. относится завоевание Кавказской Албании арабами и распространение среди лезгиноязычных народов ислама. С XIII-XIV вв. у лезгин возникают небольшие объединения независимых сельских общин. В XVIII в. часть этих общин входила в состав Кубинского и Дербентского ханств, другая часть образовала в конце этого же столетия самостоятельное Кюринское ханство, общины Самурской долины сохраняли самостоятельность. В начале XIX в. все эти территории постепенно вошли в состав России, образовав впоследствии Кубинский уезд Бакинской губернии, Кюринский и Самурский округа Дагестанской области.

Анализируя этнический состав Кавказской Албании, профессор А. Агаев делает вывод о том, что классические «гели» и «леги» — это нынешние лакцы и лезгины. Эту же мысль, высказанную им впервые в 1940 г., он повторяет также в 1966 г., отмечая, что «леги» — лакцы и лезгины [7]. И. Лавров более определенно склоняется к мысли, что «леги» — это и есть поздние лезгины. Древнейшие известия о лезгинах можно найти уже у античных авторов, которые упоминают о живущем на Восточном Кавказе народе «леги» [8]. А. Агаев считает, что в литературе прослеживается повторение этнонима «лег» в античных, средневековых арабских, армянских, иранских источниках в течение большого времени, а именно с третьего столетия до нашей эры до X в. н.э. Позже уже у самих лезгин появляются свои рукописные и эпиграфические памятники. Все эти источники с древних времен до конца средневековья, взятые в хронологическом порядке, позволяют видеть живую этническую историю лезгин с периода Кавказской Албании до самых поздних времен. Таким образом, из 9 племен Кавказской Албании (албаны, гелы, леги, утии, гаргары, чилбы, сильвы, цеды, каспиане) 6 племен являлись предками нынешних лезгиноязычных народов. Расселение албанских народностей на территории Кавказской Албании, по античным источникам, показывает, что приведенные выше народности занимали почти всю территорию Кавказской Албании, поэтому можно утверждать, что Кавказская Албания была в основном государством лезгиноязычных народностей [4].

Интересна постановка вопроса о том, как и когда, отпочковались современные лезгиноязычные народности друг от друга. Предки этих народностей исторически входили в состав многоплеменного государственного объединения — Кавказскую Албанию и были известны под общим названием «леков» или «албанцев». Этот термин следует отнести к современным горским народностям — лезгинам и лезгинским ответвлениям. Нашествие римлян, персов, арабов вызвало политический и этнический распад Кавказской Албании. Часть албано-лезгинских племен покинула прибрежные районы и ушла в глубь гор южных острогов Кавказа, создавая там своеобразные этнические общества. С течением времени (V-X вв.) в языке, быту и культуре этих обществ в силу экономической и политической обособленности складывались свои особенности. Так сложились лезгинский, табасаранский, рутульский, цахурский и агульский языки и народности [6]. Можно заключить, что термины «лек» или «леки» означают понятие «горец» или «горцы». Однако термины «лек» или «леги» были распространены для обозначения собственно лезгин и лезгинской группы народностей. «Леки» — это, несомненно, нынешние лезгины, с глубокой древности живущие на территории, занимаемой ими в настоящее время [6]. Этноним «лезги» появился с захватом Кавказской Албании персами в III в. н.э. от племенного названия «леги», описанного античными историками Страбоном, Плутархом и др. По поводу происхождения этнонима «лезги» профессор А. Агаев пишет, что в транскрипции фарсидского языка суффикс «з» показывает происхождение. Поэтому иранцы употребляли этноним «лег» с этим суффиксом — «лекз», подвергшимся позже огласовке — «лезг», «лезги». «Стан» по-фарсидски означает «страна». Поэтому по мере развития географических знаний иранцы не ограничиваются общеизвестными наименованиями лакз («царство лакз»), а интерпретируют его по правилам своего языка — «Лезгистан» [6:36]. Арабские писатели IX-X вв. локализуют леков и страну «лакзов» не на весь Дагестан, а лишь на территорию Ширвана, т.е. бывшую сердцевину Кавказской Албании. В первой половине VIII в. районы расселения народностей лезгинской группы становятся известными под названием «Лезгистан».

Этноним «лезги» почти единодушно признается исследователями поздней формой имен «лекзи/лакзи» и «лек/лег», зафиксированнных в раннесредневековых и античных источниках. При этом ученые исходным словом считают протовосточно-кавказское «лег» — «мужчина, человек». Примечательно, что раннесредневековое царство «Лакз», которое упоминается в арабских источниках, локализуется в пределах современной территории проживания лезгиноязычных народов. Хотя в прошлом термином «леки» («лезги») называли почти все горские дагестанские народы, очевидно, что исходной стороной такого рода обобщения являлась древняя Персия (Иран), войска которой при экспансии в Дагестан в первую очередь сталкивались с лезгинами.

Что касается этимологии этнонима «лек/лег», то наиболее вероятным является привязка этого имени к лезгинскому названию орла «лекь». Показательно то обстоятельство, что орлы в представлении лезгин и некоторых других горских народов Кавказа являются воплощением человеческой души. Этот феномен — отголосок древних погребальных обрядов, распространенных в горах Передней Азии и Кавказа. Раннесредневековые арабские географы сообщали в своих путевых заметках, что у горцев существовал обычай выставлять своих покойников на возвышенных местах, чтобы птицы склевывали мясо с костей. В связи с тем, что хищники при виде падали в первую очередь пытаются добраться до особо питательной печени, бытовало представление, что печень является важнейшим жизненным органом человека, в котором заключена его душа (например, нем. Leber «печень» и Leben «жизнь»). Естественно, что при поедании покойников орлами (или другими птицами из семейства орлиных) душа умерших «перемещалась» в тела птиц. Орлы и некоторые другие птицы по сегодняшний день считаются у лезгин и лезгиноязычных народов священными. Их отстрел и употребление в пищу считается тягчайшим святотатством. Эти запреты, несомненно, связаны с табуизацией тотемических животных, распространенной среди многих народов мира. Древние тотемические и религиозные представления, связанные с образом орла, бытовали у многих народов в древности. Отголоском этих представлений является и тот факт, что в государственной символике целого ряда стран образ орла используется в качестве герба. Общеизвестная греческая легенда о Прометее, прикованном Гефестом по приказанию Зевса к скале Кавказских гор, и об орле, склевывающим его печень, является аллегорическим описанием предками индоевропейцев чуждого им ритуального обряда погребения кавказских горцев. Прометей, которого бог неба Зевс наказал за то, что он выкрал небесный огонь и передал его людям, является, по всей вероятности, собирательным образом кавказоязычных горцев, раньше других народов овладевших тайной литья и ковки металлов. Под огнем в греческой легенде следует, конечно, понимать не костер, а особый огонь в специальной печи горцев, при помощи которого кавказоязычным кузнецам удавалось плавить и отливать металлы. Эпизод с кражей небесного огня и передачей его людям объясняется просто, если учесть, что до изобретения предками кавказских и анатолийских горцев плавильных печей только боги владели огнем (молнией, раскаленной вулканической лавой), способным расплавить металл. Не случайно то обстоятельство, что исполнителем кары Прометею явился бог огня и кузнечного дела Гефест, функции которого указывают на его вулканическое происхождение.

Следует особо отметить, что для обозначения печени и орла лезгины используют одно и то же слово «лекь». Не может быть никаких сомнений в том, что это ‘совпадение’ является отголоском давно забытых религиозных ритуалов. Знаменитый танец лезгин «лезгинка» (известен также в Иране под названием «лезги» и в Грузии как «лекури» — «лезгин, дагестанец»), который почти в неизменном виде распространен среди всех без исключения кавказских народов, является ничем иным, как отголоском древних языческих верований и ритуалов, одним из основных элементов которых являлся образ орла. Этот образ совершенно точно воспроизводится танцором, особенно в тот момент, когда он, поднявшись на носки и горделиво раскинув руки-крылья, плавно описывает круги, словно собираясь взлететь. Закономерным является то обстоятельство, что лезгинка названа так в соответствии с древним тотемом лезгиноязычных народов и является исконным национальным и древним ритуальным танцем [9].

С распадом Кавказской Албании из лекско-албанской среды выделялись и обособлялись этнографические группы близкого родства. Это привело со временем к образованию независимых этнографических территорий, и в свою очередь, к распаду племенных диалектов. С течением времени в языке, быту и культуре этих обществ, в силу естественно-географических условий, натуральной формы их хозяйства, этногенных норм, междоусобных распрей складывались и углублялись свои особенности. Так, спустя сотни лет у обособившихся албано-лезгинских племен появились своеобразные говоры, диалекты и языки. Уже в античную эпоху «леки» — предки нынешних народностей лезгинской группы, занимавшие те же места, что и ныне — долины рек Кудиала и Самура. Бесконечные войны с римлянами, византийцами, персами, хазарами и другими завоевателями обусловили известность лезгиноязычных народностей, населяющих Кавказскую Албанию. До сих пор грузины и армяне называют дагестанцев и в особенности лезгин «леками», персы и арабы — «лакзами», «лекзами». Характерно и то, что лезгиноязычные народности испокон веков известны под именем «лезги», в то время как другие народы Дагестана в разные времена выявляли себя под различными названиями [4].

Термин «леки» трудно поддается объяснению. Вероятней всего термин этот античного происхождения. Греки и римляне, соприкасавшиеся с горскими народностями преимущественно Южного Дагестана, не уточняя их этнонимы, называли их «леками» — горцами. Затем в период неоднократных вторжений персов, арабов, монголов, во многих сочинениях восточных авторов термин «леки» превращается в «лезги», «лакзы». Несомненно, этимология эта восходит из этнонима античных авторов «леки», «леги». В период арабских завоеваний это название произносится и как «лезги» и «лязги». Существует и еще одна попытка истолковать значение слова «лезгин». Д.Д. Бутаев считает, что «лезгин происходит от лакского (казикумухского) слова «лакса» — высокий, возвышенный, горный» [10]. Повторяя Д. Бутаева и добавив, что лакцы сами себя называют «лак» или «лаккучу», Р. Маршаев делает вывод, что термин «леки» относится к лакцам [10]. Большинство научных источников между тем все же упорно говорят о «леках», «легах» и «лезгах», как о жителях Южного Дагестана, но не Центрального. Е.И. Козубский дает следующее объяснение слова «лезгин»: по одним источникам, оно на турецком языке читается как «горский житель», по другим — означает (неизвестно на каком языке) «разбойник»; по третьим — оно не что иное, как искаженное грузинское слово «леги» и означает «горец»; дербентские мусульманские ученые утверждают, что название «лезгины» распространено арабами и есть «ля-заги», т.е. нечистые, в противоположность жителям приморской равнины, которые прежде других приняли ислам [12].

Гаджимурадова М.Г.

______________________________

Библиографический список

1.Талибов, Б.Б. Сравнительная фонетика лезгинских языков [Текст] / Б.Б. Талибов. — М.: Изд. «Наука», 1980. — 350 с.
2. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.portal-credo.ru.
3. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.wikipedia.org/wiki/htm.
4. Абдурагимов, Г. А. Кавказская Албания — Лезгистан: история и современность [Текст] / Г.А. Абдурагимов. — СПб., 1995. — 608 с.
5. Магомедов, Р.М. История Дагестана [Текст] / Р.М. Магомедов. — Махачкала, 1968. — 145 с.
6.Ихилов, М.М. Народности лезгинской группы. Этнографическое исследование прошлого и настоящего лезгин, табасаранцев, рутулов, цахуров, агулов [Текст] / М.М. Ихилов. — Махачкала: Дагестанский филиал Академии Наук СССР. Институт истории языка и литературы имени Г. Цадасы, 1967. — 262 с.
7. Агаев, А.Г. Происхождение лезгин [Текст] / А.Г. Агаев // Садвал. — 1991. — № 2-5. — 86 с.
8. Лавров, Л.И. Этнография Кавказа (по полевым материалам 1924-1978 гг.) [Текст] / Л.И. Лавров. — Л.: «Наука», Ленинградское отделение, 1982. — 224 с.
9. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vchechne.ru.
10. Бутаев, Д.Б. О значении слова лезгин [Текст] / Д.Б. Бутаев // РФ ИИЯЛ, 1960. — 96 с.
11. Маршаев, Р.Г. К проблеме этногенеза народов Дагестана [Текст] / Р.Г. Маршаев. — Рукоп. фонд ИИЯЛ, 1964. — 47 с.
12. Козубский, Е.И. Дагестанский сборник [Текст] / Е.И. Козубский. Вып. 1. Т-Х. Шура. — 102 с.
15.08.2014 1222 0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
© 2013-2024 · Alpania-Mez Контакты Хостинг от uCoz