Кавказская Албания – реквием по мечте
Государством, первым образовавшимся в V веке до нашей эры на территории Южного Дагестана и Азербайджана, являлась Кавказская Албания, населенная предками современных дагестанских лезгино-язычных народов, при этом надо сразу подчеркнуть, что окончательно нынешние географические границы Дагестана сформировались в советский период истории лишь в середине 60-годов прошлого века. Были присоединены ныне северные районы Дагестана, с населяющими их этносами.
Следовательно, было бы не корректно указывать в числе «потомков» и наследников Кавказкой Албании все ныне населяющие народы Дагестана. Хотя дагестанские историки в учебниках по истории часто этим «грешат», указывая, что на «территории Дагестана располагалось в древности государство Кавказская Албания», не локализую при этом ее прежние исторические границы.
Как правило, за такими «неточностями» стоит сознательная попытка размыва реальных исторических границ этого государства со всеми вытекающими последствиями, второй причиной видимо служит, попытка искусственной консолидации всех ныне населяющих народов в одну «дагестанскую» общность, на базе якобы общей истории.
Образованная как конфедерация 26 царств, распавшись на мелкие княжества в 12 веке, она просуществовала до XVII века нашей эры, вплоть до вхождения в Российскую Империю (Арран, как историческая область, такое название нынешнего Азербайджана фигурирует в арабских исторических источниках – как последнее политическое образование, продолжавшее традиции Кавказской Албании).
По армянским источникам, в IV веке в Дагестане существовали 11 "царей" (предводителей горцев) и "царь леков". К VI веку оформились следующие политические объединения: Лайран (в горах на юге Дагестана южнее реки Самур), Маскут (плоскость на юге от Дербента по берегам реки Самур, Лакз (земли к северу от реки Самур и в бассейне реки Гюльгерычай), Табасаран (к северо-западу от Дербента в бассейне реки Рубас). В Южном Дагестане в бассейне реки Самур продолжала существовать "страна лакзов" - Лакз (современные лезгины, агулы, рутулы и др.). Собственно Дербентский эмират - государство, возникшее на прикаспийском торговом пути с центром в городе Дербент. Последний занимал ключевую позицию среди центров торговли в Прикаспии.
Укрепленное поселение на месте Дербента возникло еще в VIII-VI веках до нашей эры. До IV века нашей эры Дербент входил в состав Кавказской Албании, в определенное время был ее столицей, но из-за постоянных угроз и набегов с «севера», утратил свой статус, в городе располагался патриарший престол Главы Албанской церкви.
Столицей государства Кавказской Албании считается город Кабала (Кабалаки, Къвепеле), руины которого находятся на территории современного Азербайджана, в связи с переходом в Азербайджанской Республики на латинский алфавит, с последующей заменой русской буквы – «К» на латинскую «Q», - название древней столицы лезгин трансформировалось как Габала (Габалинская РЛС орендована РФ).
Находившаяся на стыке цивилизаций, караванных и миграционных путей, Кавказская Албания по существу постоянно была в состоянии войны за независимость. При этом у албанцев, даже по современным меркам, армия была довольно внушительной, в отдельном из сражение упоминается о наличии у албанцев 60 тыс. пехотинцев, и 22 тыс. конницы.
Албания воевала с Сасанидским Ираном, римлянами (знаменитые походы Красса и Помпея на Кавказ), гуннами, хазарами, арабами, тюркскими племенами, которые, в конце концов, и разрушили Албанию как государство окончательно.
В истории известен интересный эпизод, когда Кавказская Албания, будучи, выражаясь современными терминами, была оккупированной древней Персией, и преобразованной ею в одну из своих сатрапий, царь Албании выставляет в сражении на стороне персов, и свой отряд против Александра Македонского.
В первые века нашей эры народы Албании (первые христианские секты уже появились в первом веке в окрестностях современного п. Белиджи Дербентского района, под руководством св. Елисея (Егише в арм.ист.), а затем и почти весь Дагестан приняли христианство.
Но в VI-VII века нашей эры в течение столетней войны с арабами албанцам силой был навязан ислам, который затем через них распространился почти на весь Северный Кавказ. Так по стечению исторических обстоятельств современные лезгины первыми на территории РФ приняли как христианство, так и ислам (удины, в количестве св. 2 тыс. чел., на сегодняшний день остаются единственным лезгиноязычным народом исповедующий христианство).
В древности лезгинский народ, не уступавший по численности (см. Алфавитный список народов, обитающих в Российской Империи. СПб., 1895), армянскому и грузинскому народам, и наравне с этими не менее древними народами, создал могущественное государство Алупан (Кавказская Албания) со своей самобытной экономикой и культурой.
Сегодня современные лезгины - прямые потомки населения той самой Кавказской Албании. Предками современных лезгин были многочисленные лекские (леки, леги) племена, в состав которых входили нынешние родственные лезгинские народности табасаранцы, агульцы, рутульцы, цахуры, крызы, будухи, удины, арчинцы и хиналуги, жившие на востоке Кавказа, в государстве Кавказская Албания, близкие друг к другу, как по языку, так и по культуре. Все эти племена были известны под общим названием 'леки', 'албаны (алпаны)' относящиеся к современным горским народностям - лезгинам и лезгинским ответвлениям. В основе всех языков лекских племен лежал единый пралезгинский язык.
Нашествие римлян, персов, арабов вызвало политический и этнический распад Кавказской Албании. Часть албано-лезгинских племен покинула прибрежные районы и ушла в глубь гор южных отрогов Кавказа, создавая там своеобразные этнические общества. С течением времени (V-X в.) в языке, быту и культуре складывались свои особенности. Так сложились лезгинский, табасаранский, рутульский, цахурский и агульский языки и народности.
Лезгинский язык входит в состав лезгинской подгруппы нахско-дагестанской группы северокавказской семьи. Имеет много говоров и диалектов.
Диалекты делятся на 3 группы: кюринская (диалекты гюнейский, яркинский, курахский, говоры гилиярский и гелхенский); самурская (докузпаринский и ахтынский диалекты, финский и курушский говоры); кубинская (кубинское наречие - условное название речи лезгин, проживающих в Азербайджане, - полностью не исследовано). Литературный язык на основе гюнейского диалекта.
Даже при жесточайших завоевателях (персы, арабы, татаро-монголы, турки) лезгины сумели сохранить свои государственные образования: Ширван (VI—XVII вв.), Лакз (VI—XII вв.).
В XVIII веке, победив персов-захватчиков, лезгины, фактически, на всей территории Кавказской Алупании (Албании) - Лезгистана дважды восстанавливали свое государство-ханство Хаджи-Давуда Мюшкюрского (1721-1728 гг.), государство Фет-Али-Хана Лезгинского (1768-1789 гг.). Оба эти государства имели дружественные отношения с Россией и были признаны ею. Более того, Фет-Али-хану Лезгинскому в его борьбе с внешними врагами Россия оказывала большую военную помощь.
Религиозные верования
Предки лезгин поклонялись языческим богам, свидетельство об этом сохранила лезгинская мифология. Наиболее древними божествами лезгин были персонифицируемые небо, небесные светила – Солнце и Луна, атмосферные явления – радуга, ветер, гром и молния, дождь. Стрелять в Солнце и Луну считалось грехом, «это все равно, что стрелять в Аллаха» (с. Хрюг). С Солнцем были связаны определенные верования и табу.
Повсеместно существовал запрет пускать солнечные зайчики в окна домов. Это расценивалось как намек, что в этом доме живут женщины легкого поведения (с. Ахты). По всеобщему представлению, затмения светил происходят по воле Всевышнего, наказывающего таким образом людей за грехи. Существовало также представление, что грешников убивает молния («цIайлапан»). По мнению жителей с. Мискинджа, «молнию посылает гъуцар». В с. Ахты имелось проклятие в адрес человека, к которому испытывали неприязнь, – «Вун цIайлапанди ягърай!» («Чтобы тебя ударила молния!»). В этом и других селениях шустрых детей называли «молнией» («цIайлапан»).
Существовало поверие, что под концами радуги спрятано золото клад, который охраняет мифическая змея шамгьандар, клад с золотом – «от него и исходит блеск и свет радуги» (с. Мискинджа). Найти этот клад может только человек, угодный Богу.
Ветер («гар», «къай») лезгины долины воспринимали в облике женщины в лохмотьях и с развевающимися волосами. Его воспринимали и как злую силу. Повсеместно существовал запрет ругать ветер за нанесенный ущерб, это расценивалось как оскорбление в адрес Всевышнего. Имелось также представление, что ветер уносит с собой из селения все нечистое и негативное.
Ощутимый ущерб хозяйству наносил не только ветер, но и проливные и затяжные дожди. Для их прекращения повсеместно ставили во дворе топор острием вверх, выбрасывали туда же соль (с. Мискинджа).
Таким же бедствием, как проливные и затяжные дожди, была засуха. Для ее прекращения и вызова дождя проводили особый обряд с ряженым - пешапай. Им был мальчик, которого обряжали в ивовые ветви и в сопровождении толпы детей и подростков водили по дворам села, где хозяйки обливали его водой, а сопровождавших одаривали продуктами (мука, яйца, орехи, халва).
Были и другие приемы по вызову дождя. Например, в с. Ахты процессия мужчин, женщин и детей во главе с муллой собирала в кувшин воду из семи источников. Затем мулла, произнося молитвы, эту воду выливал в реку. Дети в этот момент кидали в реку камешки, стараясь всех обрызгать. Обряды вызывания дождя и солнца бытовали у лезгин Самурской долины вплоть до 60–70-х годов XX в.
Ряженые у лезгин участвовали не только в обрядах метеорологической магии. Они были непременными персонажами праздника весны, свадеб и выступлений канатоходцев. В с. Ахты такие ряженые назывались коса, къабачи, в с. Мискинджа – коса, сев («медведь»).
В день весеннего равноденствия лезгины очень красочно отмечали праздник начала весны и нового сельскохозяйственного года Яран сувар.
На праздник Яран сувар выпекались и особые фигурные обрядовые хлеба зооморфной формы: пехъ («ворона») в виде полумесяца с вдавленными на поверхности отпечатками пальцев, хъвед («куропатка») с запеченным внутри яйцом, кIек («петушок»), балкIан («конь»).
Верили лезгины и в существование домового – кIвал, кьвал, кьол, къвал, хъварц. По мнению жителей с. Мискинджа, хъварц водится в сырых, темных местах. Жители с. Хрюг считали, что къвал обитает там, где нечисто (свалки, места выброса нечистот и т.п.), и поэтому после контакта с ним человеку необходимо было совершить ритуальное омовение.
Лезгины, опасались демона-антагониста рожениц – алпаб. Его представляли (повсеместно) в облике старой женщины большого роста с длинными до пят, густыми, с проседью или рыжеватыми распущенными волосами и пальцами с когтями. По некоторым сведениям, алпаб обладала большими медными грудями.
Она являлась к людям обнаженной или одетой в лохмотья. Обитала будто бы в безлюдных местах, горах, пещерах. Зимой она жила у реки. Основная функция алпаб – похищение внутренностей роженицы. Обладая даром перевоплощения, демон являлся к роженице в облике родственницы или соседки и начинал заговаривать с ней. Как только роженица открывала рот, алпаб хватала за язык и вырывала его вместе с внутренностями. Похитив внутренности, она спешила окунуть их в воду. Если это демону удавалось, роженица умирала.
Нечистая сила у лезгин Самурской долины, как и у других лезгин и дагестанцев, носит название шайтIан («шайтан»), чын («джинн»). Этих персонажей не разграничивают. По рассказам местных жителей, шайтан и джинн маленького роста, у них уши удлиненной формы, стоят торчком, а пятки вывернуты наружу. Они всячески пакостят людям.(1)
Определенное распространение в среде лезгин получили христианство и зороастризм, которых сменил ислам. Лезгины в подавляющем своем большинстве являются суннитами, придерживающиеся шафиитской религиозно-богословской школы (масхаб), за исключением единственного села Мискинджа, Докузпаринского района Дагестана, которые исповедают шиизм.
Традиционные занятия - пашенное земледелие (ячмень, пшеница, просо, рожь, кукуруза, рис, бобовые) и скотоводство, на равнинах, выгонно-стойловое, а в горах - отгонное (главным образом овцы, а также козы, крупно рогатый скот и др.); зимние пастбища находились в основном в Северном Азербайджане.
Одним из самых распространенных видов ремесла у лезгин является ковроделие. Лезгинские ковры известны и за пределами Лезгистана (историческая территория включающая в себя территорию современных Южного Дагестана (Северный Лезгистан) - так называемый ЮЖдаг, и Северo-Восточный Азербайджан (Южный Лезгистан). Также распространено прядение, ткачество, производство ковров, сукна, войлока, кожевенное, кузнечное (с. Ахты), оружейное и ювелирное дело (с. Икра) и др.
Традиционная одежда у мужчин общедагестанского типа - рубаха, шаровары, бешмет, черкеска, папаха, в холодную погоду - башлык и овчинная шуба; у женщин - рубаха, шаровары, платье, бешмет, головной платок, чухту, серебряный пояс, много украшений. На ногах и мужчины, и женщины носили шерстяные носки с цветным орнаментом и сыромятную обувь типа поршней. Традиционный костюм вышел из употребления.
Лезгины создали богатый фольклор: эпос 'Шарвили', богато народно-поэтическое творчество лезгин - эпические и лирические песни, сказки, предания и легенды, пословицы и поговорки, сказания, песни, танцы. Известно творчество поэтов-ашугов 19 в. Национальные музыкальные инструменты: чунгур, далдам (барабан), саз, тар, зурна, дудка, свирель, бубен. Лезгины известны своей музыкальной и танцевальной культурой – «Лезгинка», народный танец лезгин, распространенный по всему Кавказу.
Отголоски «Гюлистанского мира»
Последующую эпоху, до включения в состав России в 1813 году согласно Гюлистанскому миру, Дагестан был ареной борьбы Турции и Ирана за обладание им.
12 октября 1813 года, согласно Гюлистанского мирного договора (который собственно юридически оформил вхождение лезгин в Россию), народ (естественно, и территории, на которых они проживали по обе стороны реки Самур) вошел в состав России. И лишь позже, в 1860 году, новые колониальные власти разделили единый лезгинский народ между административными единицами — вновь созданными Дагестанской областью и Бакинской губернией.
После покорения Кавказа лезгинские ханства и «вольные общества» на договорных началах вошли в состав России. Во всех актах о вхождении ханств в состав России, подписанными обеими сторонами, говорилось, что « для охранения особо его высочества, его дома, так же как и всех его владений поставить... войска с пушками с их штабом и обер-офицерами, а на случай большой обороны главноуправляющий обязан будет, смотря по обстоятельствам и по нужде, усиливать отряд тот и военной рукою оборонять владения его высокостенства, Всероссийской империи принадлежащее».
Россия оказалась более демократическим государством, чем Персия и Турция, поэтому во время нефтяного бума в Баку (конец XIX — начало XX в.) из Северо-Западного Ирана, имевшего историческое название Атропатакан-Азербайджан, и из Турции в Бакинскую и Елизаветпольскую губернии тогдашней России стали переходить сотни тысяч людей тюркского происхождения в поисках заработка и оседать на наших территориях. С помощью Турции тюрки захватили основные позиции в экономике Баку.
До и после Октябрьского переворота, в тот переломный момент для России, Турция открыто и беспрепятственно работала на огромных территориях Кавказа. В сентябре 1918 году турки оккупировали Восточный Кавказ и привели к власти в Азербайджане турок (турки-огузы). Как только политическая власть в многонациональной республике была захвачена турками, правящая элита сразу же приступила к реализации идеи создания мононациональной тюркской республики за счет принудительного превращения лезгин, талышей, татов, и т.д. в турок. Политики, философы и языковеды, теоретически обосновывая эту архиреакционную акцию, назовут этот процесс образованием или зарождением новой социалистической азербайджанской (?) нации.
Подписание Гюлистанского мира не принесло мира в Дагестан. Высшая власть в Дагестане после Гюлистанского мира принадлежала русскому военному командованию. Новосозданные Дербентскую и Губинскую провинции возглавляли военно-окружные начальники. Главное управление этими провинциями осуществлялось из Дербента.
В 1846 году для управления Дагестаном была установлена должность военного губернатора с резиденцией в городе Дербенте. На него возлагалось гражданское управление.(4)
Политика России на Кавказе, которую олицетворяет генерал Ермолов, автор тактики "выжженной земли", не могла не привести к возмущению гордого, свободолюбивого народа. То здесь, то там начали вспыхивать восстания. Возникла и идеологическая основа для массового восстания горцев - мюридизм. Создал и возглавил это движение один из выдающихся сынов лезгинского народа Магомед Ярагский родом из с. Яраги. Появившись в Южном Дагестане, мюридизм перекинулся в нагорный Дагестан и Чечню, где стал быстро развиваться и распространяться.
Из-за непродуманной политики административно-территориального устройства в целом на Кавказе (административные границы регионов и республик Кавказа менялись свыше сорока раз). Наиболее политически уязвимым разделенным народом стали лезгины. Это связано с тем, что численность представителей именно этой национальности, оказавшихся по разные стороны государственной границы, в относительных показателях превосходит остальные разделенные народы. Одновременно лезгины оказались беззащитными перед серьезными провокациями организуемыми, с некоторой периодичностью в районе российско-азербайджанской границы.
Дагестанская «выручка»
В самом Дагестане, правящая «элита» 50-60 годах расчленила лезгинский народ на составные части, придав им статуса «суверенности» накануне всесоюзной переписи, однако от такой «суверенности» лезгинские народы только проиграли, обещанные алфавиты они получили спустя сорок лет, уже в другом государстве.
Их носители, оставаясь бесписьменными, в школах взамен родного лезгинского языка, ввели «родной» русский язык, тем самым была осуществлена страшная авантюра тогдашними коммунистическими руководителями, в лице Абдурахмана Даниялова.
Росчерком пера, лезгины были поделены на (в том числе):
1) Лезгины - коренное население Юго-Восточного Дагестана. Территория расселения охватывала земли по реке Гюльгерычай, по среднему и верхнему течению р. Самур и южной оконечности Главного Кавказского хребта. С XIII в. земли лезгин в источниках именовались "Лекзистаном". В этническом отношении они делились на 3 большие группы - кюринскую, самурскую и кубинскую. В XIII-XIV вв. на лезгинских землях возникли автономные политические образования - вольные общества (джамааты), объединявшиеся вокруг крупных селений (Ахты-парах, Курах, Кюре и др.).
2) Табасаранцы - обитали в Юго-Восточном Дагестане (бассейн реки Рубас). В древности Табасаран входил в состав Кавказской Албании.(2) Селились табасаранцы в естественно укрепленных местах по склонам гор небольшими поселками, в которых размещался один тухум или объединение родственных тухумов, цахурцев , рутульцев, агульцев).
3-4) Рутульцы и цахуры проживали в Южном Дагестане в бассейне р. Самур, на южных склонах Главного Кавказского хребта, а также на территории Приморского Азербайджана. Рутул и Цахур в начале н.э. входили в состав Кавказской Албании, источники называют эту территорию "страной гелов". Рутулу и Цахуру удалось избежать зависимости от Золотой Орды и образовать два крупных общинных союза. Центрами консолидации рутульцев были крупные селения - Рутул, Шиназ, Кала, Борч и др., вокруг которых возводились оборонительные сооружения. Цахурским центром было с. Цахур. Процесс исламизации ранее всего затронул Цахур. В XV в.Во главе обществ Цахура в XV в. стоял султан).(3)
5) Агулы (агульцы, самоназвание агъулар) — народ центральной части юго-востока Дагестана (Агульский, Курахский и Дербентский районы). Агулы делятся на четыре группы, проживающие в ущельях: агулдере и хушандере.
6) Арчинцы (самоназвание — аршиштиб, авар. рочисел, лакск. арчи) — коренное население Дагестана. Живут в бассейне реки Хатар, в селах Арчиб, Алчинуб, Кубатль, Хилих, Кесериб, Хитаб, Калиб Чародинского района.
Советский надлом
История этого вопроса уходит в начало 90-х годов. Тогда, при развале СССР, оказавшийся в разных государствах народ начал борьбу за свои права, выдвигая радикальные требования воссоединения и создания Лезгистана. Разные идеологи предлагали различные модели этого государственного образования – от создания независимого государства до образования автономии в составе России.
Название созданного ими движения “Садвал” (Единство) в Азербайджане сразу стало синонимом терроризма, а сама организация дискредитирована спецслужбами и объявлена вне закона. Более двух десятков «садвалистов», международными правозащитными организациями признаны как политические заключенные, один из которых осужден пожизненно. Преследование активистов движения во многом было обусловлено опасениями Баку перед войной на два фронта – в Нагорном Карабахе и на севере республики.
В период ужесточения режима государственной границы во время чеченской войны лезгины пережили, наверное, самые трудные времена. Можно опустить то обстоятельство, что сложившиеся веками экономические взаимоотношения с Северным Азербайджаном были разрушены, а экономика приграничных районов, построенная на базе рынков двух, теперь уже разных, государств, была полностью парализована.
Но гораздо больший удар по лезгинам был нанесен из-за того, что родственники, живущие по разные стороны границы, перестали свободно общаться друг с другом. За то, чтобы многолюдные свадьбы или похороны могли пересечь государственную границу, приходиться платить взятки.
Не случайно мост через реку Самур в районе КПП Яраг-Казмаляр был назван «золотым». Верх абсурда был достигнут на 2-километровом участке дороги, проходящей вдоль российско-азербайджанской границы и ведущей в высокогорные районы Дагестана, населенные преимущественно лезгинами. Этот отрезок пути, пролегающий около азербайджанского селения Цухуль, перешейком проходит по территории соседнего государства и, соответственно, охвачен с двух сторон российскими пограничными постами. Легковые машины могут преодолеть это препятствие после простой проверки документов, но грузовой транспорт собирается в колонны, пересекают государственную границу только в сопровождении пограничников.(5)
И сегодня положение народа не многим лучше, остро стоит вопрос водоснабжения питьевой водой юга республики. Из-за большого забора воды из реки Самур азербайджанской стороной, высыхает реликтовый лиановый лес – самый северный лиановый лес в мире. Не решен вопрос упрошенного (двойное гражданство) перехода границы лезгинскими народами.
Однако лезгинская общественность не опускает руки, общественные организации, представители многочисленной лезгинской интеллигенции делают все возможное, для того чтоб снять катастрофические последствия развала страны.
Литература:
1)«Мифологические верования лезгин», «Народы Дагестана» Р. Сефербеков http://bubakiri.narod.ru/news/?news=690
2) «Этнополитические образования Дагестана» http://hist.ctl.cc.rsu.ru/Don_NC/Middle/Etn_Dag.htm
3)Председатель Международной организации ЛНД "Садвал", профессор Абдурагимов А. Г. Обращение председателя ЛНД "Садвал" президенту Российской Федерации.
4) «Южный Дагестан на карте Русской Империи», С. АЛИЕВА, кан. ист. Наук. Институт истории им. А. А. Бакиханова НАН Азербайджана, (Южный Дагестан в ходе административно-территориального реформирования русского самодержавия)
5) «ДАГЕСТАН: НИ ВОЙНА, НИ МИР В СТРАНЕ ГОР», И. МАКСАКОВ http://www.ca-c.org/journal/cac-01-1998/st_16_maksakov.shtml
Али Албанви (М.А. Алимов)
Президент Фонда возрождения лезгинского народа «Лезгины»
2011
http://lezghins.com30.07.2013 | 1154 | 0 |
|