О топонимах Кюре, Стал, Терсепул и гидронимах СтIалвацI, ГергервацI
К северо-востоку от села Касумхюр Сулейман-Стальского района на гряде холмов (высота около 100 метров над уровнем моря) расположены три селения под общим названием СтIалар: Агъа СтIал, Кьулан СтIал, Вини СтIал. История трех сел уходит в далекое прошлое и тесно связана с историей древнего города Кра, известного историкам как город Тарс (Терсеполь или по-местному Терсепул).
В дореволюционном Лезгистане, находившемся под протекторатом османской империи, обучение велось на тюркском языке. При составлении первых карт молодой Советской республики были использованы и готовые карты Кавказа, составленные турецкими специалистами. Поэтому большинство наименований населенных пунктов, рек и проч. оказалось тюркскими. Таким образом, одни и те же объекты приобретают разные названия, официальные и народные. Так, официальное Касумкент (кент тюркское село) в народе имеет название Кьасумхуьр /Касумхур/ (хуьр – лезг. село). Село Ашага-Стал (ашага тюркск. нижнее) имеет несколько названий, отражающих его историю: Агъа СтIал (Нижний Стал или: На нижнем гребне «синтIал»), Агъа хуьр (Нижнее село), Агъа Кран (Нижнее Крана, т.е. Нижнее селение города Кра). Орта-Стал (орта тюркск. среднее) среди местного населения называется Кьулан СтIал (Средний Стал) или Кьулан хуьр (Среднее село). Официальное Юхари Стал (юхари тюркск. верхнее) имеет в народе названия Вини СтIал (Верхний Стал), Вини хуьр (Верхнее село), Кьилихъ галай хуьр (буквально: Село, находящееся у головы). Причем, сами стальцы в разговоре говорят Верхнее или Нижнее селение без упоминания слова Стал (ибо и так понятно, о чем идет речь): Агъахуьр, Кьуланхуьр… Лишь население вне этих сел употребляют слово Стал: Агъа СтIал и т.д.
Интересна деформация названия реки Гергер. Изначально река называлась СтIалвацI (Сталвац, Стал река). Когда под натиском тюрков из гаргарейской равнины Арцаха /кстати, и там течет река Гаргар/ на склоны предгорья южнее реки Стал переселялись гаргарейцы, они дали реке Стал и другое название – река Гаргар. Название Гаргар со временем трансформировалось в Гергер – Гуьргер – Гуьрген – Гуьлгер. Но при составлении карт оно было переделано в Гюльгери-чай, что по-тюркски означает буквально цветочная вода, что не имеет ничего общего с первоначальным ее значением. В лезгинской ономастике. наблюдаются зеркальные (параллельные) топонимы и гиронимы (Испик, Сальян, Ст1ал, Кран.., Ст1алвац1, Гаргар, и др. встречаются и в Азербайджане, и в Дагестане). Эти двойные названия, по нашему мнению, свидетельствуют о факте миграции народов Кавказской Албании с юга на север. Люди сохраняли дорогие им названия своей малой родины. Народные названия вытеснялись новыми, обычно даваемые завоевателями. Эти же названия попадали и в карты, и в историческую литературу, а старинные исконные названия были обречены на постепенное забвение. Название реки Гергер, сохраненное населением гаргарейской низменности Аррана (Малой Албании) при их миграции на север с предгорья Арцаха, убедительное тому свидетельство. Возможно, это были предки жителей нынешных сел Испик, Сальян, Кашанхюр (Хашанхюр – село Креста) и других. Последняя большая миграция албан с юга на север происходила под натиском турков-сельджуков в ХII веке и моголов (монголо-татар) в ХIII веке.
Терсепул - так в народе называют долину между рекой Гергер и возвышенностью, на которой стоят три селения Стал (СтIалар), от Нового поселка (ЦIийи хуьр) до начала села Стал-Казмаляр. Известно, что в IV веке до н.э. здесь стоял город Тарс (Рамазанов Х.Х., Шихсаидов А.Р. Очерки истории Южного Дагестана. Махачкала, 1964. С.26). Видимо, так прозвали его греки-лидийцы, воевавшие в персидской армии, за непокорность (терс др.греч., лезг. – «непокорный»). В 1966 году при рытье траншеи под фундамент насосной станции у стальских родников мы, ученики 8-го класса, с учителем истории нашли два ствола водопровода из керамических труб диаметром около 12 см., по которым, видимо, текла вода в городище Терсепул. Есть и другое мнение: город Тарс получил свое название от материала постройки – кирпича из глины и самана (терра – земля, полис – город). Согласно народным преданиям, Крепостная стена из глиняного кирпича проходила с севера от возвышенности На высоком холме (он разрушен и выровнен под бензозаправочную станцию) стояла крепость (КIеле) с крепостными воротами. Это место и по сей день сохранило свое название «КIеле» (Крепость), а родник рядом называется КIелед булах (Крепостной родник).
От города Квевар (Кьвевар – букв. Двоеворот, так называли тогда Дербент) в сторону Терсепул и в сторону крепости Куба через определенные интервалы в пределах видимости были возведены сигнальные курганы, на которых носили постоянную вахту дозорные с небольшой охраной. В случае нападения врага на курганах по цепочке сжигались костры из заблаговременно приготовленных дров, хвороста. Дым костра служил сигналом тревоги. Позже в VI веке город был разрушен хазарами.
Кюра (Куьре). Первое название города Тарс было Кра, которое со временем трансформировалось в Куьре (Кюра). С Кра связаны и названия ближних поселений, что является дополнительным свидетельством, указывающим на их древность. Верхним из этих поселений является Кра-хюр (Курахуьр, Курхуьр), что означает «принадлежащее Кра село». Нижнее селение – Агъа Кран (Нижнее принадлежащее Крану, на это указывает притяжательный суффикс «н»). Селение Агъа-Кран (Агъа-СтIал) где-то в начале ХIII века снялось с места ЧIуру хуьр (разрушенное село) на 2-3 километра на запад. Прежнее село было разрушено монголо-татарами. Вот что говорит об этом времени поэт ХIII века Кра Мелик (Дореволюционная литература лезгин. Мах., 1990. С. 18-19): Над нами тучей вражья тень, Очаг защищать вставай, народ! Наш последний иль новый день Очаг защищать вставай, народ!
Корень слова Кран некоторые ученые склонны видеть в слове кар – камень (сравн.: армянск. кар, керт, латинск. карр), но, очевидно, происхождение этого слова тесно связано с названием города Кра.
Шарракун - так называется местность от поворота дороги на Сулейман-Стальский район у села «Советское» до города Кра. Топоним Шарракун, по нашему мнению, означает «Царя стоянка» (шарр – «царь», кун – «стойбище, стоянка, место сбора»). В старину эти места были покрыты густым лесом. По бокам дорог и курганов полосы были очищены от леса. До настоящего времени от тех лесов остались священные рощи с родниками. Край Кра богат родниками и прохладными родниковыми ручьями (члар и нишравы). У подножия сел Средний и Нижний Стал из-под земли бьют целебные воды Кпул йатар (вода от радикулита) и Мазулад йад (вода от мигрени).
На счет происхождения названий сел СтIалар существует разные версии (Нагиев Ф.Р. Три Стала как три капли одного источника. Возрождение: Лезгины, № 6. Мах., 2000. С. 61 – 63). Многие связывают этимологию этого слова со словом «стIал» (капля). Но, нам кажется более вероятным связь со словом «син», синт (холм, гребень). Все три села с названием СтIал от Нижнего Стала до Верхнего Стала расположены на трех из многочисленных гребней, простирающихся параллельно гряде гор Главного кавказского хребта с востока на запад. Сами сельчане называют эти села Агъа хуьр (Нижнее село), Кьулан хуьр (Среднее село), Вини хуьр (Верхнее село). Лишь Нижнее село (Агъа СтIал) имеет двойное название Агъа Кран (Нижнее /село/ города Кра). Но Верхнего Кра почему-то нет. Видимо, верхним селом считалось Крахюр (Куркент). Возможно, из-за того, что села расположены на гребнях (син, синтI), они соответственно и получили названия Агъа синтIал (на Нижнем гребне), Кьулан синтIал (на Среднем гребне), Вини синтIал (на Верхнем гребне). А может, названия сел связаны со словом стIал «капля» (ибо эти места богаты источниками). Так или иначе, ясно одно, что история этих сел переплетена и глубоко взаимосвязана. Эти три села действительно выглядят как три капли (стIала) из одного источника. Кстати, между Вини Стал и Крахуьр южнее располагалась крепость Квард (Кард – сокол, Квард – что-то связанное с водой, с культом воды /сравн. квар – большой кувшин для носки и хранения воды/). Самое большое из этих сел – Нижий Стал /Ага Стал /. У подножия СтIалар в терсепольской долине протекает, упомянутая нами река Сталвац (СтIалвацI) или, как ее еще называют в народе, ГергервацI. С юга напротив Сталар возвышаются величественные, вечно покрытые снегами вершины Шахдага и Шалбуздага, с юго-запада – бесснежная летом вершина Гетиндага, а с северо-запада – темный силуэт отдыхающего великана Черной Головы Чулавкил (ЧIулавкьил).
Фейзудин Нагиев
доктор филологических наук17.02.2015 | 1359 | 0 |
|