Интеллигенция должна стать основным двигателем в решении современных культурно-исторических и иных проблем своего народа
В последнее время активизируется интерес к изучению истории и культуры своего народа, своих корней. Так сказать, пришло время собирать камни, разбросанные за прошлые годы и эпохи. Но не обходятся эти вопросы и без дискуссий, без перетягиваний чужого наследия на себя, а то и прямого рейдерства в истории. О таких вопросах рассказал директор научно-исследовательского Института албанистики, известный поэт, писатель, публицист, литературовед, доктор филологических наук Фейзудин Рамазанович Нагиев.
— Фейзудин Рамазанович, Вы сплотили вокруг себя определенный круг ученых, специалистов в различных областях и создали научно-исследовательский Институт албанистики. Дайте, пожалуйста, краткую характеристику, чем будете заниматься, и на что именно будет сосредоточено основное внимание?
— Дагестанские народы, народы Кавказа имеют богатую многотысячелетнюю культуру. И плохо, когда мы не знаем о своих корнях. Без знания истории своего народа, своей страны, нельзя говорить о полноценном нравственно-патриотическом воспитании подрастающего поколения. Без истории нет и культуры.
В числе других народов Кавказа лезгины также имеют свою богатую духовную культуру. Это народный героический эпос «Шарвили», которому более трех тысяч лет, героические песни «Всадница, танцевавшая на скале», «Черная голова», «Каменный мальчик», «Песнь про Хаджи Давуда», «Боевая песня» и др. А в числе народов Кавказской Албании, занимавшей огромную территорию от Дербента (ЧIула) до реки Арас, лезгины имеют также общую с ними духовную и материальную культуру. Албания, просуществовавшая с VI века до н.э., пала под ударами арабов. Сохранившие свою христианскую религию, южные албаны со временем деэтнизировались и по языку стали армянами. По наущению армянского католикоса Елии арабы насильно заставили южных албан перейти с греческого дифизитства в армяно-григорианское монофизитство. (Напомним, что воевавшие с Византией арабы воспринимали византийское халкедонитство как «вражескую религию», чем воспользовались армянские церковные лидеры). Хотя Церкви албан и армян в Гандзасаре и Эчмиадзине оставались разделенными вплоть до упразднения Албанской Автокефальной Апостольской Церкви в 1836-1837 годах. Царское правительство, с целью усиления христианского влияния на Кавказе, создавала в Южной Албании – Арцахе выгодные условия для переселяющихся из Турции армян. С этого времени Южная Албания окончательно подпадает под духовную юрисдикцию Эчмиадзина, и начинается трагический период невосполнимых потерь албанской духовной и материальной культуры. По свидетельству епископа Макара Бархудара, албанские церкви приходят в запустение, а дифизитские книги сжигаются. Начинается процесс вытеснения алупанского церковного языка правобережья реки Кур – Южной Албании армянским языком вплоть до полного слияния с ним.
На сегодня многое из нашей культуры утеряно, и тем более ценно то, что осталось. На бывших албанских землях повсеместно обнаруживают ценные исторические артефакты, в том числе и камни албанского времени с письменами. Такие камни найдены в поселениях Куруш, Аттал, Чур (около Нюгди), Кра-Кюре, Варташан, Кудкашан, Кабалак (Квепелек) и др. Все то, что дошло до нас, мы обязаны сохранить для последующих поколений.
— Фейзудин Рамазанович, как появилась идея создания Института албанистики?
— Где-то в 1986 году мне посчастливилось познакомиться с выдающимся лингвистом, кавказоведом, заведующим сектором кавказских языков Института языкознания РАН профессором Георгием Андреевичем Климовым. В числе многочисленных его научных направлений была и албанистика; признанный специалист по картвельским языкам, знал он и лезгинский. Я тогда задумал издать журнал «Лезгистан» и собирал материал. С Михаилом Егоровичем Алексеевым, тогда аспирантом Г.Климова, ныне замдиректора Института Языкознания, мы беседовали у Георгия Андреевича в кабинете. Показывая на Михаила, Георгий Андреевич сказал: «Вот кто будет заниматься лезгинским языком!». Еще мне запомнились слова, которые тогда сказал Георгий Андреевич. А сказал он примерно следующее: «Многие занимаются албанистикой – армяне, грузины, азербайджанцы, русские, немцы, а лезгин среди них нет. Ведь это ваша история!».
Эти слова возбудили во мне интерес к албанистике. Прощаясь, Георгий Андреевич подарил мне свою статью об албанском письме с автографом, которая была напечатана в пробном номере журнала «Лезгистан».
— А какова база для создания такого института?
— Конечно же, для создания любого предприятия нужна определенная база, научная и материальная. В течение только последних двух десятков лет появилось много материалов по истории и культуре лезгин и среди них работы З.Алексидзе, К.Акимова, Г.Абдурагимова, М.Алимова, Ф.Бадалова, Г.Гаджиева, И.Гаджимурадова, Н.Гусейнова, З.Кананчева, С.Керимовой, А.Кудрявцева, М.Меликмамедова, Ф.Нагиева, З.Ризванова, Я.Яралиева и мн.др. Прошли крупные форумы и симпозиумы по албанистике в Баку, Ереване, Москве с участием ученых с разных концов мира. Найденные в 1994 году на Синае палимпсесты расшифрованы профессором Зазой Алексидзе и изданы в 2009 году отдельной книгой. Возраст палимпсестов (IV век) показывает, что албанское письмо существовало задолго до Месропа Маштоца, приспособившего бытующий алфавит к языку своего гаргарского племени. Албанистике посвящены труды албанских, армянских, азербайджанских, грузинских, многих мировых ученых.
Таким образом, имеющаяся научная база вполне позволяет заниматься научными исследованиями в этой области. В албанистике остается много спорных проблем: вопросы границ, этнической географии, локализации городов и населенных пунктов, вопросы, связанные со временем принятия христианства и языком албанских этносов и многое другое.
— Что Вы можете сказать о дате изменения 5000-летней истории Дербента?
— Дербент в последнее время стал притчей в языцех. Вокруг этого города идут ожесточенные споры по любым вопросам, касающимся этого самого древнего города России, одной из бывших столиц Кавказской Албании. Конечно, очень обидно, когда некоторые ученые чересчур политизируют науку; смотрят на культуру соседних народов сквозь призму своих личных и узконационалистических интересов. Здесь само по себе напрашивается: «что хорошо для лезгин, то – головная боль для некоторых». Вспомним хотя бы антиконституционные действия в 2009 году «законных» вооруженных отрядов Муху Алиева, призванных не допустить избрания мэром Дербента неугодного лезгина Я.Яралиева. Наши «доброжелатели» зорко следят, как бы лезгины не опомнились и не начали «собирать камни» своей культуры, своей истории. Они озабочены, во что бы то ни стало омолодить дату 5000-летней истории Дербента. В плохо скрываемом своем «антилезгинстве» они забывают и о дагестанском патриотизме, об интересах республики, таким образом «повышая» туристическую привлекательность Дагестана. Но странно одно: хотя по сей день путают названия городов Чула /ЧIула («В пояске», Дербент) и Цур /ЧIур (город около Белиджи), имена царей Албании Араса и Арс-Валана, называя их Оройсом и Аусваленом, эти господа ученые «удивительно точно» устанавливают возраст Дербента в 2450 лет! При этом опровергают фундаментальные работы одного их выдающихся археологов профессора А.А.Кудрявцева, отдавшего 25 лет изучению культурных слоев Дербента. В свое время некоторые националистически настроенные представители науки добивались от ученого, чтобы он связывал историю Дербента с тюркским этносом, а не с албанскими – лезгинскими народами, а также, чтобы ученый поддержал перенос северной границы Албании до реки Терек (Каранайских гор), что дало бы повод для признания албанами и народов Северного Дагестана. При этом эта группа ученых и не подумала, куда же тогда девать сарматов.
Для утверждения идеи вхождения в состав Албании всего Северного Дагестана в 1959 году ИИЯЛИ Дагфилиала АН СССР была проведена специальная сессия, посвященная археологии Дагестана, с привлечением ученых из всей страны. В докладе «Дагестан и Кавказская Албания» Д.М.Атаев поставил вопрос о необходимости рассмотрения территории Дагестана в качестве одного из «очагов албанских племен» и заострил внимание на преувеличении роли сарматизации в истории Дагестана. Его тезис поддержал и Г.А.Ломтатидзе, который предложил назвать материальную культуру Дагестана, особенно в горной ее части I-х веков н.э. албанской, а не сарматской. На этом надуманном тезисе в дальнейшем и строилась вся научная работа историков и археологов Дагестана.
В действительности же северная граница Албании проходит не по Каранайским горам, а по Керавнийским (Циравским) горам, то есть – верхним отрогам Самурского хребта (кстати, известна местная порода овец «цирав»; къирав, что по-лезгински, означает «изморозь», цирав – «узоры из наледи» на растениях или на чем-либо). Не добившись от А.А.Кудрявцева стать соучастником своих амбициозных планов, эта группа ученых выжила честного и неподкупного ученого из Дагестана. Так в свое время выживали и талантливого травматолога-ортопеда доктора Г.А.Илизарова, объявляя его шарлатаном. Теперь знаменитым на весь мир Российским Научным Центром «Восстановительной Травматологии и Ортопедии» гордится, увы, не Дагестан.
В то же время непонятно, куда смотрят эти же господа правдоискатели, когда одна за другой выходят далекие не только от научной мысли, но и от здравого смысла опусы, первые из которых ссылаются на слухи, а последующие – на предыдущие, подготавливая таким образом «научную» базу под свои мифические идеи. Так Цахурские владения и вся Шекинская зона объявляются аварскими! В Интернете появились даже соответствующие карты. (Нужно ведь соответствовать объявленному статусу «государствообразующей» нации!). Согласно непонятной нам логике, раз в Шаки жили чильбы (арчинцы), вытесненные саками и так как лезгиноязычные арчинцы записаны аварцами, то и Шакинские земли автоматически становятся аварскими! Подобные «научные» труды даже рекомендованы для изучения студентам исторического факультета ДГУ! По этим фантастическим темам пишутся научные диссертации! А радетели научной истины из Института истории и этнографии ДНЦ РАН видят не эти сегодняшние реалии, а дела 5000-летней давности.
Эта же группа исследователей бездоказательно связывает строительство Дербентской Стены и фортификационных сооружений с именем персидского царя Ездигерда II (438-457 гг.). Конечно же, проход Чула и укрепление Жалган (в литературе искажено: Желда или Гелда) известны еще со времен появления в Закавказье киммерийцев и скифов, то есть VIII-VII в. до н.э. Не занимался Ездигерд II и укреплением оборонительных стен прохода Чула. Некоторыми работами по реконструкции стен (судя по надписи на северной городской стене, в 567 г.) серьезно занялся Хосров I Ануширван (531-579). С целью изменения демографии в подвластных ему землях и укрепления своих позиций Ануширван переселял таваспаров и иранских евреев на север Албании.
— А почему Дербент называется Чула и каков был этнический облик города?
— Современное название Дербента появилось с середины VI века, то есть со времени начала реконструкции стен города Хосровом I Ануширваном. Оно происходит от иранского «дару банд» «узкий проход» («запертые ворота» или «ворота на запоре»), что является калькой с лезгинского названия Чула (ЧIула «в пояске», «в узелке»). Начиная с VII в., это название встречается в письменных источниках. Население области Чула изначально было пестрым, ибо это были мастера и ремесленники. Среди них леки, касы, хачметаки, с VI века таваспары и таты, оседали здесь и завоеватели: с I века маскуты, IV века гунны, VI века хазары, с IХ века араба, с ХII века тюрки-огузы, с ХIII века моголы, в разное время персы и другие.
— А албаны?
— Все албанские народы и назывались албанами. Албаны, кстати, как и лпины – собирательный термин, равно как дагестанцы и азербайджанцы. Отдельного народа «албан» не было.
— Фейзудин Рамазанович, на Ваш взгляд, способна ли лезгинская интеллигенция стать основным двигателем в решении наших культурно-исторических и современных проблем?
— Кому же решать эти проблемы, как не нашей интеллигенции? Лезгинская интеллигенция должна стать основным двигателем в решении наших культурно-исторических и современных проблем. Другое дело, что у нас мало людей, занимающихся национально значимыми проблемами, мало сил, мало специалистов. А имеющиеся же специалисты работают разобщенно, а иные даже на любительском уровне. Подчас некий любитель не столько решает какую-либо проблему в определенной области, сколько создает их еще больше. Я уже писал о таких эминоведах и сулеймановедах.
В течение многих десятилетий наша научная интеллигенция, особенно историки, не обращала внимания на христианский период нашей истории. А бесхозная вещь всегда находит себе другого хозяина. Доходят до смешного: наши кладбища христианского периода стали называться «армянскими» кладбищами (у арабов слово «армянское» было синонимом слова «христианское»), наши христианские церкви – «армянскими» церквями (например, церковь апостола Григориса в Нюгди), наши мыслители, поэты, историки албанского периода тоже называются армянскими. Бедная Албания! Оказывается у нее ничего своего не было!
А ведь лезгины (царство Лек) приняли христианство в 43 году от рождества Христова от апостола Елишея в местечке Киш, которая стала колыбелью всего христианства на Кавказе. А в 315-316 году вместе с Арменией христианство приняла и Южная Албания при царе Урнайре. И письменность у лезгин, как свидетельствуют Синайские тексты, была задолго до того, как Месроп Маштоц приспосабливал уже бытующее албанское письмо для своего гаргарейского племени. Но в результате хитросплетений в истории лезгины оказались у разбитого корыта.
— Несмотря на неафишированность, Вы очень многое делаете по объяснению темных пятен в истории и культуре лезгин. С какими трудностями вы сталкиваетесь?
— Трудностей много. Это, во-первых, отсутствие специалистов. Катастрофически не хватает лингвистов, историков, фольклористов. Культура начинает исчезать с исчезновения языка и традиций. Сначала забывается счет, поговорки и пословицы, сказки, притчи, национальные праздники, национальная кухня, народные песни и танцы с их названиями. Дошло до того, что некоторые верующие борются не против культурного и исторического невежества, а против наших праздников Яран сувар, Цуькверин Сувар, КIару, Эвелцан, «Шарвили», объявляя их языческими и не видя их огромный непреходящий нравственно-воспитательный потенциал.
Исчезают традиции, а с ними и отраслевая лексика, что обедняет наши языки. Например, с исчезновением конопли исчез целый пласт материальной культуры. С появлением электронных музыкальных инструментов все меньше остается места живой музыке, живому исполнению песен. Мало народных композиторов и музыкантов исполнителей игры на народных инструментах.
— Как известно, трудно найти взаимопонимание в научной среде, особенно по таким ключевым для всего Кавказа вопросам как албанское наследие. Ведь албанистика сегодня стала зоной политических интересов различных стран Кавказа и Закавказья.
— Я об этом уже говорил. История сама наука политическая. С самого начала появления государств история становилась неким идеологическим базисом для возведения всего государственного устройства, для узаконивания отнятого у более слабых стран, для развития новых идеологических устремлений.
Вот и с албанской историей происходит то же самое. С распадом албанского государства его земли вошли в состав Армении, Грузии, Азербайджана, Дагестана. И на его культурно-историческое наследие претендуют эти республики. Исторические школы их работают на то, чтобы узаконивать этот беспредельный передел. А когда лезгины говорят о своем неотъемлемом праве на албанское наследие – наследие всех народов лезгинской языковой семьи, то это вызывает у них недовольство. А как же, ведь они сами хотели бы проглотить и переварить отторгнутую ими и не принадлежащую самим часть албанского наследия. Так, например, появился миф о аваро-армянской Второй Албании. Образованные в 910 году на территории Западной Албании сыном Григора-Хамамы Атрнерсехом II Албанские царства Шеки-Камбечани-Эретия объявляются как армяно-аварское царство Второй Албании. (В середине Х века этими областями владел сын Атрнерсеха II Ишханик, а в XI веке эти царства были поглощены Кахетией).
Где же здесь господа неоисторики видят армяно-аварский след, когда Ишханик был женат на сестре грузинского эристава Гургена, а Григор-Хамам был одним из сыновей владетеля Хачена Атрнерсеха, сына Сахля – владетеля Сисака, то есть албанцем?
Но в то же время огульно отвергаются интересные и продуктивные научные изыскания, расшифровки албанских, фестских, этрусских текстов профессора Ярали Яралиева.
— В Азербайджане открыто и вновь воссозданы несколько крупных исторических объектов албанского наследия. Много открытий со стороны армянского ученого сообщества. То есть в этих странах, государство финансирует научную и археологическую деятельность, утверждаются разные целевые программы. Что делается у нас?
— За наукой, в том числе и за албанистикой, в Армении, Грузии, Азербайджане стоят их государства. А лезгины со своими проблемами предоставлены самим себе. Ни одной лезгинской национальной проблемой никакое государство, где лезгины живут, не занимается. А если и занимается, то только в ущерб национальным интересам лезгин. Примеров этому предостаточно. При демаркации российско-азербайджанской границы и подписании Россией договора о границе с Азербайджаном (кстати, ни одной другой пограничной страной такой договор с Азербайджаном не подписан!) ущемлены национальные интересы лезгин и государственные интересы самой России. Это обернулось бесконтрольным забором воды реки Самур азербайджанской стороной. Это обернулось трагедией российских сел Храх-уба и Урьян-уба, отданных Азербайджану и откуда лезгинское население уже выдавлено.
Даже то, что принадлежит лезгинам, у нас стараются отбирать и присваивать. Вот вам еще пример: глава Дербентского района господин Курбанов К.С. своим незаконным решением отдает армянской общине памятник албанской духовной культуры IV века, находящийся на лезгинской земле, будто специально создавая почву для межнационального конфликта.
— Какие наиболее эффективнее пути развития культуры лезгин Вы видите? В чем, по Вашему мнению, наша историческая перспектива?
— У каждого народа бывает своя национальная идея. Есть она (должна быть!) и у лезгин. Наши соседи о лезгинах шутят, что мы родились с ручкой. То есть, наш народ грамотный, во всяком случае, способный к грамоте. Хотя многие позиции на сегодня нами утеряны: наша грамотность сильно упала с открытием больших университетских филиалов в маленьких сарайчиках. И все же я верю в нравственный и созидательный потенциал нашего народа. Нужно сохранить наш язык, наши добрые обычаи и традиции, нашу этническую самоидентичность – лезгинство. И помогут нам в этом только знания.
Беседовал Руслан Гереев
Газета "Настоящее время"
23.03.2012.20.02.2013 | 788 | 0 |
|