Светлый праздник – Яран Сувар
Яран Сувар отмечается всеми лезгинскими народами (Яран (Йаран) сувар- на лезгинском, дословно «Праздник Солнца», Эверчин, Эбелцен-табасараны, Эр-рутулы, Эвелцан-агулы).
Отмечают его в день весеннего равноденствия, в основном 21 марта. Он представлял собою своеобразный триумф жизни, тепла, света над зимней стужей, злыми силами, которые воплощала в себе зима.
Яран Сувар был долгожданным праздником. В эти дни люди всех возрастов вовлекались в предпраздничную и праздничную суету, отвлекаясь от своих повседневных забот, забывая на время свои горести и неудачи. Особенно любила этот праздник и деятельно готовилась молодежь и детвора.
В надежде обеспечить хороший урожай лезгины готовили гитI. Существовала примета: насколько увеличатся в объеме разваренные зерна, настолько должен быть выше уржай по сравнению с посеянным зерном, поэтому в это время старались не готовить кушаний из сушеных или жареных зерен, чтобы не допускать уменьшения урожая. В остальные два вечера принято было делать пельмени с яичной начинкой и плов. Полагалось готовить в этот праздник жирную пищу. В лезгинских селениях на Яран сувар принято было подавать семь блюд. Готовились лучшие блюда лезгинской кухни, такие, как хинкал (хинкIар), плов (аш), голубцы (дуьшпаре), гуьрзе, кебаб (шашлык из молодого мяса), пироги из молодой зелени - афарар, суп из кислого молока - давугъа (тавга), напиток тIач, ахтарма. Ахтарма считалась лучшим гощением на Яран сувар. В этот праздничный день именно с нее лезгины высокогорных селений начинали обычно еду. Ахтарма заготавливалась еще с лета: овечье молоко нагревали до определенной температуры и добавляли в него в определенных пропорциях овечью же сыворотку. Густая сырная масса оседала на дно посуды, ее сливали в мешочек, и когда оставшаяся сыворотка вытекала, в полученную массу добавляли соль, а также разнообразные дикорастущие душистые травы и хранили ее до весны в бурдюке. Важное значение на новогоднем обрядовом столе лезгин занимали ритуальные блюда тIач и семена (селема). Предварительно заготавливали солод, для этого пшеницу, замоченную в мешке, клали куда-нибудь в теплое место для прорастания, после появления ростков длинною в 5-6 см., ее сушили и мололи. За два вечера до наступления Яран Сувар полученную таким образом муку (солод) замешивали в котле с горячей водойи, тепло укрыв, ставили в теплое место на 8-10 часов. Когда жидкость поднималась над кашицеобразной массой, ее варили, мешая, весь день до вечера. По мере варки масса становилась все жиже, затем ее оставляли на всю ночь доходить, а утром первого дня весны в дом, где готовился тIач, собирались обитатели квартала, каждый со своей ложкой и миской, чтобы угоститься этой кисловатой массой жидкой каши, которую ели, добавляя туда толокно. Для приготовления семена (селема) проросшую пшеницу вместе с ростками толкли в ступе до получения кашицеобразной сладкой массы, которую затем варили до загустевания, после чего выливали в поднос. Остывшую массу разрезали на кусочки и ели как лакомство.
Ночь на Яран Сувар была заполнена мантическими обрядами у лезгинских девушек. Они поедали на ночь соленые хлебцы в надежде увидеть во сне суженого, дающего им воду. Девушки одного квартала собирались в эту ночь вместе в одном доме. Каждая из них приносила с собой одно яйцо. Все яйца складывались вместе на большой поднос, рядом с яйцом хозяйки его клали кусочки угля и красную краску. Поднос этот выносился на крышу и оставался там на всю ночь. Существовало поверье, что за ночь каждое яйцо должно было окраситься в один из этих цветов: красный или черный. Девушки рано утром спускали поднос с крыши и с волнением ждали результатов. Если яйцо оказывалось красным, хозяйку его ожидали в предстоящем году только радостные события, если черным - год обещал быть тяжелым. Молодые парни-шутники, зная этот обычай, лазали ночью по крышам в поисках выставленных яиц и красили их в самые разные цвета, что вводило в недоумение их хозяек.
В эту же ночь собравшиеся вместе девушки устраивали гадания перед зеркалами. Предварительно они должны были принести воды из семи источников, умыться ею и затем на этой воде приготовить семь любых лучших блюд. Затем девушки накрывали стол в одной комнате и каждая садилась перед своим зеркалом. После полуночи, в полусонном состоянии, она должна была увидеть в зеркале своего суженного.
В Яран Сувар все лезгины повязывали запястье себе, всем членам семьи красной нитью, которую носили где в течении первых трех дней (один день за зиму, другой - за весну, третий - за лето) 15-дневного календарного периода, начинавшегося 21 марта, а где и все 15 дней. Считается, что это делалось для того, чтобы не ударил Яр и не испортил цвет лица, а также не повредил здоровью; по поверью, в противном случае человек будет весь год вялым, сонливым. Даже скоту в качестве оберега повязывали где-нибудь красный шнур. Видимо, Яр- это древнее божество, которое, предполагалось, могло погубить людей, не почитавших его, а красная нить - оберег как бы символизировала причастность носящего его к почетанию солнца. Считалось, что каждый, неся на себе частичку солнца, после зимней тьмы и стужи постепенно как бы привыкал к солнечному облучению, усиливавшемуся с каждым весенним днем. В основе этого обычая, возможно лежало иррациональное осмысление вполне реальной опасности чересчур большой разовой дозы солнечного облучения после зимнего авитаминоза, что могло вызвать слабость, головокружения.
В первый день Яран Сувар один из священнослужителей носил по домам чашу с водой яран яд (йаран йад) – «весенняя вода» - в которой плавала бумажка с написанными муллой молитвами, и давал в каждом доме отпить этой воды, получая в обмен крашенные яйца. У всех, кто отмечает этот праздник, в первую ночь его (21 марта) принято было зажигать костры и огни. Огню приписывалась могучая сила, поэтому все, кто мог, вплоть до больных и стариков, стремились прыгнуть через костер. Лезгины, обращаясь к огню костра, произносили: «Грехи тебе, благодать мне». Эти действия можно рассматривать как своеобразное очищение перед началом нового хозяйственного года. А.Г. Трофимова сообщает об обычае лезгинской молодежи наряжать 22 марта нескольких человек в разное тряпье и маски с рогами и обходить с ними дома селения для сбора продуктов. При этом перед каждым домом ряженые инеценировали борьбу, в ходе которой побежденный падал и не вставал до тех пор, пока хозяева дома не выносили для него яйцо и всякие лакомства. Обходы домов ряжеными и их ритуальную борьбу можно отнести к категории обрядов очистительного характера, которые практиковались еще в древнем мире и состояли в шествии вокруг «очищаемого» предмета; обход совершался с животными, « козлами отпущения», являвшимися инкарнацией (воплощением) старого года зимы, бесплодия; их затем убивали. Смерть здесь предполагала последующее обновление возрождения природы и года. Эти обряды носили в земледельческую эпоху аграрный характер.
Таким образом, для народа, празднующих Яран Сувар, он был праздником Нового года, и все магико-мантические и игровые действия, производившиеся в комплексе ритуалов этого праздника, соответствовали обрядам Нового года у других народов, отмечающегося обычно зимой, после зимнего солнцеворота. Новый год, который был прежде всего новым хозяйственным годом, начинался у лезгин весной, и наступление его отмечали целым косплексом обрядовых действий, смысл которых заключался в обеспечении всему сельскому обществу в целом, так и каждому его члену здоровья, благополучия, усиления производительных сил, хозяйственного изобилия, высоких урожаев, умножение скота.
Отрывок из книги Ангары Булатовой
«Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана в XIX-начале XX века»09.02.2015 | 1113 | 0 |
|