Вход | Регистрация
Главная » Статьи » Культура
Лезгинские народные игры, высеченные на камнях

Ранее фонд «Лезгины» разместил на сайте фонда две лезгинские игры, развивающие умственные способности по прогнозированию ходов соперника и озаглавленные «Новая версия предназначения обнаруживаемых в Дагестане «Вавилонов» и «Игра «Север» - (медведи). Новая версия предназначения обнаруживаемых в Южном Дагестане петроглифов». (см. ниже - Ред.)

Сегодня публикуем еще 5 аналогичных игр высеченных на камнях.

1. Игра «КIеве тунар» ("Трудное положение") - игра для детей



Игра трудное положение состоит из вышеуказанного изображения (кстати, чтобы показать расширенный ареал игры представляю фотографию не с Миджахского кима – общественного места сбора сельчан, а с Хновского кима), и 2 белых и 2 черных камешков которых расставляют по углам. На пересечении диагоналей остается только один ход.

Правила игры:

Нельзя «бить» камешек противника, можно обдумывая только перекрывать ход и тем самым создать для соперника трудное положение.

*****

2. Игра «Пакар» ("Палочки")

Используемые в игре термины:

Пакар (Ахтынский говор, Пакар – палочки, с помощью которых, скручивая веревки, натягивается и в таком, состоянии сохраняется кожа на барабане).

Мархал (Ахтынский говор мархал – благо, подфартило) называют, если выпадет 6/0; (все палочки выпали лицевой стороной) и осуществляется продвижение одного камешка на 6 ходов. Здесь и далее 1 число дроби означает число, выпавшее на лицевой стороне, а 2 число на тыльной стороне палочек.

ПIуьркьек (Ахтыгский говор слепец, от слова пIюркью) называют, если выпадет 0/6 - (все палочки выпали тыльной стороной) и осуществляется продвижение одного камешка на 6 ходов:

Каваз (от лезгинского слова Кав: «ам кав я» – это в счет, значит зачетный ход).

Изготавливаются 3 прутика длиной 10 см и толщиной 1 см. каждый прутик аккуратно раскалывается. Итого получаем 6 палочек с одной круглой и другой плоской стороной. Плоская сторона считается лицевой, а круглая сторона тыльной.

На плоском камне выбивается 8 / 8 (шашечное поле), но расстановка белых и черных камешков отличается от шашечной расстановки. Если в шашках расстановка осуществляется с обоих, сторон по буквенным обозначениям, то в игре Палочки один игрок расставляет свои белые 8 камешек по стороне с буквенными обозначениями, а другой игрок расставляет своих черных 8 камешек по стороне с цифровыми обозначениями. Ниже представлено схематическое изображение поля с расстановкой белых и черных камешек. Белые камешки указаны овалом а черные квадратом.



Правила игры:

Игру начинает игрок у кого выпадет 1/5, и осуществляется продвижение одного камешка на один ход. Далее палочки бросают по очереди до победы одного из игроков.

Если выпадают 2/4, 3/3, 4/2, 5/1, осуществляется продвижение одного из 8 камешек на столько ходов, сколько палочек выпало с лицевой стороной. При выпадении 6/0 и 0/6 осуществляется продвижение на 6 ходов.

Победителем считается тот игрок, кто первым перенесет всех своих камешков на 8 клеток и выстоит в ряд.

P.S.

В принципе в эту игру можно играть и игральными костями подобрав их разных размеров и считая, например кость большего размера за лицевую сторону, а кость мелкого размера за тыльную сторону. Но, предполагаю, что круглая тыльная сторона палочек в ходе бросания палочек (и то, каким местом ударятся палочки об каменный стол или между собою) вносит больше элементов неожиданности и усложняет игру, чем игральные кости.

Предполагая, то, что лезгинам с давних времен известна (популярная на всем Востоке) игра «Нарды», а там используются 2 игральные кости и на 6 гранях каждой кости выбиты углубления от 1 до 6, а в данной игре используется только 6 палочек, что с технологической стороны и простоты изготовления имеет ряд преимуществ. Можно предположить, что игра Палочки, такая же древняя, как и Нарды, если не более древняя, так как здесь используется совершенно другой способ жеребьевки установления длины хода в игре.

*****

3. Игра «ТIамаяр» - I ("Клетки")

Клеточное поле игры состоит (как и в шашечном поле) из 8Х8 – 64 клеток. В игре используются 16 черных (показаны овалом) и 16 белых камешков (показаны прямоугольниками), которые расставляются следующим нижеуказанным способом.



Правила игры:

После жеребьевки и установления права первого хода, первый ход делается только на одну клетку вперед. Далее правила точно такие же, как и в шашках за исключением одного, бить и забирать камни соперника можно только по ходам вперед (в шашках ходят вперед и бьют по диагонали). То есть можно забирать 1,2,3 камня соперника, если между ними имеются просветы из пустых клеток. При выходе камня в дамки камушек меняется на приметный камень и он, как и в шашках может бить во все стороны.

*****

4. Игра «ТIамаяр» - II ("Клетки")

Правила игры:

На шашечное поле, состоящее из 64 клеток, устанавливается 63 камешка, оставляется одна клетка, где-нибудь в центре. Например, как указано на ниже представленном рисунке.



Играют двое. Один из них берет один камешек и зажимает за спиной в одной из рук. Второй угадывает. Победитель жеребьевки, начинает игру. Цель - «съесть» как можно больше камешков. Ходы производятся только на «съедение» и как только ходов на «съедение» уже нет, игра заканчивается. После чего следует подсчет кто, сколько камней смог взял. Забрать камешек или два или три или сколько получится, камней можно только ходами прямо по клеткам, а не по диагонали как в шашках.

В данной игре, отсутствует такое понятие как свои камешки, или камешки соперника. Важно, по правилам игры. Собрать как можно больше камней, оценивая ситуацию на поле после очередного хода соперника.

*****

5. Игра «ТIамаяр» - III ("Клетки")

Поле 8\8. На противоположных по диагонали углах этого поля в четырех клетках в два ряда кладутся камни белого и черного цвета. Если рассматривать поле как шахматную доску, то заняты, окажутся на одной стороне клетки a1, b1, a2,b2. На другой h8, h7, g8,g7. См. нижеуказанный рисунок.



Начинающий выбирается с помощью угадывания. Допустим первый ход: b1 на b3, а второй игрок – g8 на g6. Первый игрок – a1 на a3 и c3 то есть перескакивая через камни свои и чужие с которыми встретится в центре. Цель собрать свои камни в противоположном углу первым. Если нет хода на перескакивание, разрешается ход на следующую клетку. Допустим – a2 на a3.

Еще интересней вариант этой игры, когда игроки выставляют по девять камешков с каждой стороны.

Мирзабек Алимов

http://lezghins.com

*****

Игра «Север» - (медведи). Новая версия предназначения обнаруживаемых в Южном Дагестане петроглифов

«Север» - (медведи)

В прошлой публикации – (Новая версия предназначения обнаруживаемых в Дагестане «Вавилонов») (см. ниже – Ред.) было показано, что обнаруживаемые на камнях изображения «Вавилонов» имеют мало отношения к сакральному мировоззрению лезгин, а являются игрой называемой «Дуьзар» ("Правильные"), развивающей умственные способности по прогнозированию ходов соперника.

Публикуемая вторая - другая игра лезгин, также является развивающей умственные способности по прогнозированию ходов соперника, но более сложная. По мере возможностей, далее продолжим публикации других игр встречающихся на камнях. В связи с тем, что эти игры традиционно выбивают на камнях (хотя известны и другие материалы), мне кажется, это также является доказательством древности этих игр.

Математический подсчет возможных вариантов игры, ходов в игре можно выразить одним возгласом – Ого. Невольно поражаешься дару того кто это придумал, и высказаться аналогично С. О. Хан – Магомедову (по поводу лабиринтов и «ключа» к лабиринтам которого ему объяснил старик в лезгинском селении Кючхюр) – это супер открытие, такого повторно придумать не возможно, легче заимствовать.

Игра «Север» ("Медведи")



На камне выбивается вышеуказанный рисунок, состоящий из 16 клеток. С целью наглядности мною, клетки пронумерованы по узловым точкам (в действительности на игровом поле цифр нет, но нумерация позволяет вести и запись ходов). Всего как видно на рисунке образуется 25 узловых точек.

По Хновским вариантам игры: – дети, или слабые игроки, в узловых точках за №№ 17, 19, 21 и 23 по линиям образующим клетки размещаются по 4 камешка подразумевающих собою барашек пасущихся в этих 4 клетках (всего 16 барашков), а сильные игроки в узловых точках расставляют по 3 камешка (всего 12 барашков).

По Миджахскому варианту игры то – же самое с одной лишь разницей – в узловых точках за №№ 19 и 23 находятся по 3 барашка (всего 14 барашков).

Играют в эту игру лезгины не только проживающие по Ахтычайской долине, но и по долине реки Самур. Встречаются изображения поля игры (иногда белее простых вариантов) еще на камнях фасадов домов, иногда и на надмогильных камнях. (Мне знакомый рассказал и такой прискорбный случай, в с. Ихрек - Рутульский район, 3 или 4 поколения назад, проигравший подряд несколько раз, со злости убил победителя).

Правила игры:

Игрок, который представляет барашек, расставляет в узловых точках за №№ 17, 19, 21 и 23 по угловым линиям и линиям, образующим клетки по 3 - 4 камешка, как считает нужным, а игрок, представляющий медведя, устанавливает свой камушек в центре поля на узловую точку за № 25.

Медведь и барашки по угловым, горизонтальным и вертикальным линиям поля ходят на одну клетку. Медведь по угловым ходам, если в первой клетке на линии имеется барашек, а следующая клетка пустая идет на две клетки.

Если при угловом ходе при двух пустых клетках, узловую точку занимает барашек то, линия считается запертой и медведь ходит по другим возможным ходам по одной клетке.

Первый ход по правилам игры делает медведь, и по путям своего следования съедает барашек.

Задача барашек перестроится так, чтобы запереть медведя двумя рядами барашек по всем узловым точкам.

Допустим первый ход, делает медведь, перескакивая с 25 точки на узловую точку 1, съедая одну барашку с узловой точки 17 находящейся на линии. Барашки защищаются и отправляют барашку из любой точки (допустим из точки 21) на точку 25. Так как центр перекрыт, у медведя возможны два хода с точки 1 – на 16 или на 2. Допустим, медведь пошел на точку 16 и угрожает точке 17, на которой по линии остается барашек. Барашки (отступают) и отправляют барашку на безопасное место с точки 17 на точку 18. Но медведь зверь коварный, он переходит на точку 15 и ставит под угрозу две точки барашек 17 и 23. Барашки жертвуют барашком с линии узловой точки 17 и укрепляют позиции точки 23, для чего перекрывают точку 11, отправив туда барашка с 21 точки. Медведь съедает то, что ему пожертвовали – забирает барашку с точки 17, перескакивая на точку 3, и ставит под угрозу точку 19.

Так игра продолжается до тех пока медведь не съест все стадо барашек или медведь не будет заперт барашками.

По стратегии Миджахского варианта игры считается, если медведь съел 5 барашек в ходе игры, то медведь съест и остальное стадо, соответственно игрок, играющий за медведя, объявляется победителем. Если за игру медведь сумел съесть 3 – 4 барашка, то у игрока, играющего за барашек, имеется возможность поймать (запереть) медведя, соответственно стать победителем в игре.

Далее, на приводимом ниже примере рисунка, показан один из вариантов размещения на поле игры барашек и медведя в начале игры (по Хновскому варианту игры).



Здесь и далее места расположения барашек закрашены в черный цвет, а медведя в красный.

Ниже представляю один из вариантов игры, когда барашки победили, заперев медведя.



Мирзабек Алимов

http://lezghins.com

*****

Новая версия предназначения обнаруживаемых в Дагестане «Вавилонов»

Вавилоны

В литературе сложилась традиция называть то лабиринтами, то вавилонами две принципиально различные графические фигуры. Причем собственно лабиринты нередко называются вавилонами (например, так иногда называют на Севере Европы каменные лабиринты), а собственно вавилоны часто объединяют с собственно лабиринтами одним термином – лабиринт. И если текст не сопровождается рисунками, не всегда можно понять о какой графической фигуре идет речь.

Е. М. Шиллинг, публикуя рядом два лабиринта (негативный и классический) и два вавилона, пишет, что «в Дагестане… мы встречаем квадратный лабиринт рядом с круглым».

(* Е. М. Шиллинг. Изобразительное искусство народов горного Дагестана – с. 77. Здесь и далее текст со ссылками на авторов приводится из книги С. О. Хан-Магомедова «Дагестанские лабиринты», Глава III. Наскальные рисунки и петроглифы Дагестана, Раздел 3 Вавилоны).

Графически вавилоны (рис. 96-97) – это вписанные друг в друга два или три квадрата (или прямоугольника), соединенные между собой крестообразно расположенными линиями, соединяющими углы или середины сторон, иногда и то и другое. Чаще всего эти линии не доходят до центра фигуры, но иногда линии пересекаются в центре.

Как и лабиринты, вавилоны обнаружены в Дагестане на наскальных изображениях (близ аула Капчугай). Вот как описывает группу изображений, где они помещены (рис. 96) В. И. Марковин:



(* В. И. Марковин. Наскальные изображения в предгорьях Северо-Восточного Дагестана. – Советская археология, № 1, 1958. С. 149 – 150).

«Наиболее древними являются фигуры отдельных оленей и других животных, сцены охоты на оленей. Эти рисунки выступают на фоне скалы слабее других, их контуры покрылись загаром. Прямо поверх животных врезан прямоугольник с вписанными в него еще двумя прямоугольниками, разделенными прямыми и наклонными линиями на части (размеры первого 38х30 см). Слева повторяется подобная фигура (размеры 20х25 см).

Наиболее близкой аналогией этим изображениям являются знаки на кирпичах Цимлянского левобережного городища, которое было обитаемо в IX – XII вв. Обломок камня с таким же знаком был найден на Маяцком городище. Н. Е. Макаренко считает подобные изображения знаками собственности. М. И. Артамонов склонен придавать им магическое значение. Знаки близкие по характеру нашим, С. П. Толстов считает изображениями общинного дома, которые символизировали обращения к духам – хранителям рода.

Подобный знак мы находим на так называемом «камне Степана» из Калининской области – межевом камне XI – XIII вв., где этот знак изображал, вероятно, земельные участки.

Таким образом, капчугайские прямоугольные начертания, близкие упомянутым, можно датировать тем же временем, т.е. X- XIII вв. н.э. По смыслу мне кажется возможным придать им охранное значение апотропея – оберега.

Вавилон как графическая фигура был известен в средние века и ранее в Передней Азии, в ряде районов Кавказа, на Балканах, в Восточной Европе и др.

Некоторые авторы утверждают, что фигура вавилона происходит от фигуры лабиринта.

Так, по поводу рисунка вавилона А. А. Миллер пишет: «Эта фигура нам представляется, как лабиринт, сложившейся в совершенно определенной линии последовательных преобразований». Он рассматривает вавилоны как «любопытную разновидность лабиринтов».

(* А. Миллер. Древние формы в материальной культуре населения Дагестана. – с. 51).

С обоими утверждениями А. А. Миллера трудно согласиться. Во-первых, лабиринты (любых типов и разновидностей) и вавилоны графически представляют собой совершенно различные геометрические фигуры и просто невозможно представить себе путем каких преобразований одна фигура может превратиться в другую. Во-вторых, непонятно по каким признакам вавилоны можно поставить в ряд с лабиринтами. У лабиринта любого типа и начертания должна быть система ходов (тупиковых, сквозных, замкнутых, раздвоенных и т.д.). В вавилоне нет таких ходов. Вавилон – это прямоугольник, разделенный линиями на мелкие части.

Другое дело, что лабиринт и вавилон имели символическое значение и в этом смысле как-то были связаны друг с другом – встречаются в одной и той же группе наскальных изображений (близ аула Капчугай) или на камнях кладки одного аула (авараский аул Тидиб).

По поводу символического смысла вавилона в литературе высказывались различные мнения. Пытался в этом разобраться и А. Ф. Гольдштейн (А. Голан). «Знак вавилона, - пишет он, похож на план Вавилонской башни (зиккурата), или древнемексиканской пирамиды, или раннесредневекового камбоджийского культового сооружения (представляющего собой ступенчатую платформу с монументальной башней в центре и двумя крестообразно пересекающимися главными осями, ориентированными по сторонам света).

… знак в виде нескольких вписанных друг в друга прямоугольников это план «священной» горы, олицетворяющей середины земли, и … этот знак был одним из символов земли. В таком случае, хотя вавилон морфологически не связан с лабиринтом, семантически он смыкается с ним: и то и другое есть изображение дома-крепости бога преисподней (в разных вариантах представлений о структуре этого объекта».

(*А. Голан. Миф и символ. – с. 71).

Итак, какие смыслы придаются изображениям вавилонов:

1. В. И. Марковин в своей работе ссылаясь, на то, что:

- Н. Е. Макаренко считает подобные изображения знаками собственности;

- М. И. Артамонов склонен придавать им магическое значение;

- С. П. Толстов считает изображениями общинного дома, которые символизировали обращения к духам – хранителям рода;

- Подобный знак мы находим на так называемом «камне Степана» из Калининской области – межевом камне XI – XIII вв., где этот знак изображал, вероятно, земельные участки;

1. В. И. Марковин, делает вывод - По смыслу мне кажется возможным придать им охранное значение апотропея – оберега.

2. С. О. Ханмагомедов - Другое дело, что лабиринт и вавилон имели символическое значение и в этом смысле как-то были связаны друг с другом – встречаются в одной и той же группе наскальных изображений (близ аула Капчугай) или на камнях кладки одного аула (аврский аул Тидиб).

3. А. Ф. Гольдштейн (А. Голан) - «Знак вавилона, - пишет он, похож на план Вавилонской башни (зиккурата), или древнемексиканской пирамиды, или раннесредневекового камбоджийского культового сооружения представляющего собой ступенчатую платформу с монументальной башней в центре и двумя крестообразно пересекающимися главными осями, ориентированными по сторонам света.

… знак в виде нескольких вписанных друг в друга прямоугольников это план «священной» горы, олицетворяющей середины земли, и … этот знак был одним из символов земли. В таком случае, хотя вавилон морфологически не связан с лабиринтом, семантически он смыкается с ним: и то и другое есть изображение дома-крепости бога преисподней в разных вариантах представлений о структуре этого объекта».

Всю вышеперечисленную информацию я знал из книги С. О. Хан – Магомедова.

Проведя 30. 04 и 01. 05. 2013г. обследование заброшенного поселения Хал, спустились в селение Миджах.

Впрочем, небольшое пояснение, зачем проводили обследование в Хале. Еще с прошлого года мы располагали информацией, что в заброшенном селе Хал имеются две штольни. По поводу этих штолен запрашивали информацию у Дагестаннедра и в Федеральном Агентстве по недропользованию МПР и экологии РФ – являются ли эти штольни работой «Севкавгеологии»? Получив отрицательный ответ, предположили что, скорее всего, как и в заброшенном селе Уна Рутульского района, штольни в Хале тоже бронзового века, соответственно имели огромный интерес осуществления обследования этих технических и технологических памятников нашего народа, когда добыча полезных ископаемых осуществлялось каменными орудиями труда в бронзовом веке.

Обследование Хала показало, что имеющиеся там не 2, а 5 штолен это тоже, как и в Хнов – Борчинском рудном районе, работа "Севкавгеологии". Самый верхний сухой обвален, ниже приблизительно 50 м проходят 2 штольни с промежутком между ними в 25 м, залитые чистой профильтрованной через скальные породы водой, еще ниже приблизительно 50 метров проходит аналогичная, тоже залитая водой штольня. То есть штольни проходят по классической схеме разведочных штолен и диаметром приблизительно 2 м. Фильм посещения Хала размещен на сайте Фонда «Лезгины» в разделе "Видео", далее "Ахтынский район". Фотографии в разделе "Фотографии", далее "Ахтынский район", "Заброшенные села", и «Хал». Кстати на фотографиях кладбища в Хале имеется пара интересных, на мой взгляд, фотографий надмогильных камней.

Спустившись с Хала, в Миджахе нас встретил отец Ашуга Алихана – Османбек Ибрагимович Магомедрагимов, любитель и знаток истории своего села – Миджаха. Меня в Миджахе интересовало информация касательно Миджахской мечети. Дело в том, что в Миджахской мечети под потолком по четырем углам тоже вмурованы кувшины аналогично Пельтюярской мечети в Ахтах. От О. И. Магомедрагимова узнал, что строительство Миджахской мечети началось в 1907 и завершено в 1910г., строили его уста - Кариб и уста - Гасан жители с. Ахты с квартала Пельтюяр (было – бы интересно узнать из чьих они родов). Вот почему в Миджахской мечети тоже вмурованы 4 кувшина по углам под потолком. Они (мастера – строители) посещали и видели вмурованные кувшины в Пельтюярской мечети и повторили это в Миджахской мечети. Мечеть строили на известковом растворе. Известь местного производства, для чего каждый дом обязан был поставить 5 мер груженных на осла дров, а также мастера показывали какие камни нужно собрать в ложе речки (кальциты, по лезгински ЦIыры къванар) и доставить к печке обжига.

Далее посетив ким (обустроенную общественную площадку), обнаруживаю интересный столб, подпирающий ким, которого фотографирую, и на камнях обнаруживаю выбитые изображения вавилонов, описываемые в книге С.О.Хан-Магомедова. Соответственно фотографируя, заявляю, что это изображение, вавилона - древнего знака и далее по памяти из книги...

Вы не представляете мое удивление, когда от О. И. Магомедрагимова узнаю, что никакие это не вавилоны, а наши лезгинские национальные игры аналогичные шашкам, развивающие умственные способности. То, что называется Вавилоном (3 вставленных друг в друга квадрата с пересекающими линиями) эта игра называется «Дуьзар» (от лезгинского слова Дуьз – правильно), а эта игра (16 квадратов с пересекающими линиями) называется «Север» (от лезгинского слова Сев – медведь), и добавил, здесь на киме эти игры, как и «ТIамаяр» (шашки, но с другими правилами ходов) в основном выбиты им, как и во многих других селах, где он бывал в молодости, будучи музыкантом, он их на плоских скальных камнях выбивал еще и чабанам, которые таскали их с собой. Игры очень азартные, раньше играли все, иногда на спор, выясняя кто сильнее в игре, делали ставку бараном, даже участком земли. После этого начал объяснять правила игр. Понимая, что не «переварю» правила игр, объясняемые на пальцах, попросил его написать правила игр и нарисовать с правилами ходов.

Удивлению моему не было предела и по следующему поводу. Я вспомнил слова С. О. Хан – Магомедова. Когда ему, в 1950г., в лезгинском селении Кючхюр старик сидящий на киме, видя, что он никак не может срисовать лабиринт, выбитый на камне фасада мечети, палкой на песке объяснили ему «ключ», с помощью которого за несколько секунд рисуется лабиринт. И это, в то время как во всем мире был забыт «ключ», у лезгин он был сохранен, передавая «ключ» из поколения в поколения. И вот теперь я, оказался в аналогичном положении с одной лишь разницей, все то, что описал Селим Омарович в разделе 3 своей книги, ссылаясь на всех ученных, которые изучали и объясняли, что Вавилон это изображение пупа земли с сакральными смыслами и др. не является истиной, в действительности мы имеем дело с лезгинской игрой, развивающей умственные способности по прогнозированию ходов соперника. Наверное, эта версия, имеет не меньше прав на жизнь, чем другие версии объяснений.

Получил от О. И. Магомедрагимова ниже приводимых 2 примера игры в «Дуьзар» - (правильное) и один пример по игре «Север». Разобравшись по примерам игры в «Дуьзар», с целью наглядности пронумеровал узловые точки квадратов и написал правила игры. С игрой «Север» - (медведь) еще предстоит разобраться.

Ниже представляю фотографию камня с изображением Вавилона или точнее игры в «Дуьзар» – (правильное), выбитой на камне кима в с. Миджах , а также правила и примеры игры.



Правила игры в «Дуьзар» ("Правильное")

Здесь и далее, с целью наглядности описания правил игры и выявления победителя игры, мною узловые точки пронумерованы по часовой стрелке (кстати, при нумерации узловых точек можно вести и запись ходов), а белые камушки закрашены в красный цвет.

Играют два игрока, в распоряжении которых имеется по 12 камешков – белого и черного цветов.

На поле, состоящей из 3 квадратов вставленных друг в друга и соединенных между собой продольными и поперечными линиями, имеется 24 узловых точки. Соответственно каждая сторона квадратов образует по 3 узловых точки.

Ход первого игрока определяется жеребьевкой - один игрок, за спиной перемешав, прячет в каждой руке по камешку белого и черного цвета, другой указывает на руку. Какого цвета камушек оказывается в руке, тот первым и ходит.

Задача, не дать противнику «захватить» подряд 3 узловые точки образуемые квадратами.

Игроки, по очереди анализируя ходы противника, ставят свои камешки на любые узловые точки квадратов. В конце игры подсчитывается количество «захваченных» сторон. Победителем считается тот, кто «захватил» больше сторон.

Пример 1



Черные победили, «захвачены» стороны ( 1 – 9 – 17) и (9 – 10 – 11)

Белые проиграли, «захвачена» сторона (19 – 20 – 21).

Пример 2



Белые победили «захвачены» стороны (1 – 2 – 3), (2 -10 – 18), (17 – 18 – 19), (19 – 11 – 3)

Черные проиграли «захвачена» сторона (7 – 15 – 23).

Мирзабек Алимов

http://lezghins.com
10.05.2015 1564 0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
© 2013-2024 · Alpania-Mez Контакты Хостинг от uCoz