Вход | Регистрация
Главная » Статьи » История
Распад государств Передней Азии и становление закавказских государств

Лезгинская духовная и историческая культура не родилась на пустом месте, а принимала непрерывную эстафету от культуры близкородственных народов, составлявших ареал общеалородийской культуры. Так, условно можно увидеть некую хронологическую связь с образованием и падением средиземноморских и малоазийских государств со времени падения Трои и зарождением новых закавказских государств – Албания, Армения, Иверия.

В III тыс. до н.э. – в Малой Азии на северном берегу Средиземного моря рождается царство – Троя. По заключению археологов, в XXVII в. до н.э. Трою постигло огромное бедствие – она была сожжена. Где-то на период между 1800 и 1300 годами до н.э. отмечается расцвет Троянского царства.

Около 1300 г. до н.э. в результате сильного землетрясения и тяжелой войны с греками ахейцами, Троя ослабла, а в XI в. до н.э. (1240 г.) в борьбе с греками Троянское царство пало. В этот период к X в. до н.э. усиливается дружественное Трое Фригийское царство, которое распалось в VII /VI вв. до н.э.

Всего за 200 лет до падения Трои, в XIII в. до н.э. в Малой Азии 8 стран и 23 местных царя объединяются вокруг озера Ван и создают государство Урарту (Биайнили). Этот период совпадает со временем разрушения Трои от землетрясения и греческого нашествия.

В VI в. до н.э. царство Урарту распадается в результате завоевания Мидии. Именно в это же время происходит образование новых закавказских государств (Албании, Армении, Иверии) под зависимостью Мидии.

Для убедительности демонстрации нашей версии вспомним краткую историю малоазийских государств.

Падение Урарту и образование новых закавказских государств

В начале VI в. Урарту попадает в зависимость от Мидии, а к 590 г. до н.э. полностью прекращает свое существование. Значительная часть урартских владений досталась Мидии. Как свидетельствуют археологические данные, крепость Тейшебаини была взята штурмом, разграблена и сожжена.

Образование Армении

В конце VII в. до н.э. здесь отмечается значительное развитие области Арме-Шуприя, исследователи считают ее одним из центров формирования древнеармянской народности, включившей в свой состав потомков урартов и некоторые другие племенные группы. (К потомкам урартов имеют отношение лишь те народы Южной Албании (области правобережья реки Кур), которые оказались в составе Армении лишь после арабского вторжения в Закавказье.

Ученые считают, что в начале VI в. до н.э. здесь образуется независимое древнеармянское царство, вошедшее затем вместе с другими областями бывшего Урартского государства в состав Персидской державы. Правительство Персии широко привлекало к управлению сатрапиями местную знать, и ее представители от ее имени дань. Правителями одной из сатрапий стали представители древнеармянской знати – Ервандиды (Ерванд II был женат на сестре персидского царя Артаксеркса II).

После крушения Персидского государства правитель Армении Ерванд III объявил себя царем, образовалось древнеармянское государство.

Образование Иверии

В Западном Закавказье, где меньше ощущалось воздействие Персии, большую роль играли греческие города (Фасис, Диоскуриада и др.), возникающие в VI в. до н.э. на Черноморском побережье на местах древних поселков. На первое место в VI - IV вв. до н.э. выдвигается местное государство в Колхиде. Основой расцвета Колхиды были разные ремесла и развитая торговля. Особым совершенством отличались изделия местных мастеров из железа и золота. В Колхиде чеканились местные деньги. Недаром в античном мире утвердилось представление о Колхиде как о стране золотого руна.

В Восточной Грузии в VI - IV вв. до н.э. также происходит резкое обособление знати (выявлены богатые погребения в Ахалгори, Алгети, Канчаети), формируются городские центры, наиболее значительным был город Мцхета. Местная историческая традиция относит к концу IV – началу III вв. до н.э. формирование восточногрузинского государства, носившего название Иберия (Иверия) с дробным территориально-административным делением, управленческим аппаратом и культом царской власти.

Образование Албании

На землях между Каспийским морем и Восточным Кавказом от прохода Чула (Дербент) до реки Арас на месте современного Южного Дагестана, современного Азербайджана, современного Карабаха (Сисакан, Арсах, Утик, Гаргарея и др. области на правобережье реки Кур), а также с включением земель hэров, кахов, лазов, кардманцев и гугаркцев в VI - IV вв. до н.э. складывается политическое образование – объединение алпанских племен (более 30-ти лезгиноязычных племен, поклоняющихся богу огня Алпану). В числе албанских племен оказываются и племена урартов, живших на этих же землях.

Сравнительно-сопоставительный анализ урартской лексики с лексикой алпанских (лезгиноязычных) народов показывает близость языков народностей лезгинской языковой семьи к языку урартов. Это позволяет делать вывод, что народы урартского союза (по источникам, их около 30) в большинстве своем впоследствии оказались в составе народов Алпана-Албании.

Отголоски пралезгинской культуры в историях древних народов и племен. Алпанские следы в фольклоре других народов

Ранняя этническая история лезгин и лезгинских групп тесно связана с культурным массивом Средиземноморья и Передней Азии. Более того, некоторые черты, сохранившиеся в верованиях и обычаях, культуре, языке и фольклоре, показывают на более древние генетические связи лезгинских племен с крито-минойской пелазгской (карийской) культурой догреческой цивилизации. (Дьяконов И.М. Некоторые лингвистические данные к проблеме связей населения Восточного Кавказа и Закавказья с древним Востоком в III-I тыс. до н.э. Тезисы, Баку, 1966, с.6).

В науке существует версия о кавказских корнях древних греков – пелазгов, троянцев /тирренцев (этрусков). Представители крито-минойской (пелазгийской) культуры мигрировали в нескольких направлениях: троянцы/тирренцы (этруски) на север Италии, апелюны на балканский полуостров (балкIан лезг. «лошадь»), пелазги на Синай и… пеласгия (филистимляне, фаластания, Палестина), ваны и асы – в Анатолию (царство Ван, Урарту – Биайния, Алпан…), лелеги и леки (и др.родственные племена) – на Кавказ…

Как утверждают некоторые исследователи, на Балканах и на эгейских островах до прихода индоевропейцев обитало кавказоязычное население (I.M.Diakonoff and S.A.Starostin, Hurro-Urartian as an Eastern Caucasian Language, MSS Beiheft 12 N.F., Munchen 1986, S.18). Возможно, что именно эти кавказоязычные народы под натиском воинственных индоевропейских кочевников хлынули в египетские и малоазиатские области. Головной убор этих древнейших насельников Передней Азии и сопредельных европейских регионов позволяет дать точную этимологию этнонима «лелег», который мог означать «люди-птицы, крылатые люди». (Ср. также лезг. леглег «аист», авар. лакълакъ «аист», лак. лелуххи «птица», рутул. эрфи-лелей «вид орлиных», цез. лела «перо; крыло», из восточно-кавказского субстрата происходит и азерб. лелек «птичье перо»; укр. лелека «аист»). Не исключено, что и название народа «луллуби» Загросских горцев, упоминающееся в древневавилонских источниках, также может быть связано с птичьим тотемом (ср. цез. лелаби «крылья», лезг. лув «крыло», леле «качели», «гамак»).

Миграция троянцев на аппенинский полуостров

За 1000 лет до н.э. племена эолийцев и ионийцев, вытесненные дорийцами, покинули Грецию и поселились на берегах Черного и Средиземного морей. Таким образом, греки, в основном купцы, оказались на побережье Неаполитанского залива, они принесли сюда высокоразвитую культуру и легко смешались с местными племенами осков, навязав им свой язык. Вдоль залива неподалеку от Памополиса – (Старого города), называемого ранее Парфеноном, вырос Новый город – Неаполь, а немного севернее – Геркуланум и Помпеи. Эти города сначала захватили троянцы (тирренцы /этруски), затем пеласги и, наконец, самниты. После самнитских войн (с 343 по 290 г. до н.э.) Помпеи вместе со всей Кампанией оказались под властью римлян. Но лишь в I в. до н.э. они были окончательно романизированы. (Зенон Косидовский. Когда Солнце было богом. М., 1991. С.214.)

Многие греческие и римские авторы (особенно Вергилий и Ливий) сохранили легенду о переселении троянцев в Лациум, в Италию и считали римлян потомками троянцев. В результате тщательного анализа самых различных видов источников болгарский академик В.Георгиев убедительно показал возможность переселения троянцев в Италию и идентичность этрусков и троянцев. Еще Фукидид упоминал, что Западная Сицилия была колонизована троянцами, основавшими там новые города (Эрикс, Эгеста и др.). (История Древнего Востока. Под ред. В.И.Кузищина. М., 1979. С. 208-209.).

Древнейшее население Малой Азии, память о котором сохранилась среди прочего в донесенном до нас древнегреческими источниками этнониме «лелеги», называло себя вероятно также по имени птицы – их тотемического знака. Характерный, украшенный перьями головной убор лелегов, а также некоторых других автохтонных народов Передней Азии, Балкан и Эгейских островов сохранился на рельефе храма Мединет Абу в Египте, на котором изображена сцена битва древних египтян против так называемых «морских народов». В период Нового царства (после 1200 г. до н.э., т.е. XX династии) на пятом-восьмом годах царствования фараона Рамзеса III (1193-1162 гг. до н.э.) на Египет с моря и с суши напали т.н. «народы моря», пришедшие из Средиземноморских островов (египтяне называли их еще народами «из стран моря» или «северянами, пришедшими из всех стран»). Эти народы были разбиты и поселились в Палестине, которое и получила от них свое название (пеласги – фалашта – фалаштания; библейск. филистимляне). В состав «народов моря» входили главным образом филистимляне (пеласги) и близкие к ним чаккара, дануна (данайцы) и уашаша (асы?), а также племена шакаша (сикулы, т.е. сицилийцы), шердани (сардинцы) и турша (троянцы-тирсены, т.е. этруски). (История Древнего Востока. М., 1988. С.562-565).

Мы отмечали, что албанцы упоминаются в связи с мифическим героем Ясоном. (Страбон XI, 4, 8; Плиний Нат. Ист. VI, 38). Первоначальным ареалом деятельности аргонавтов была, как известно, округа Мраморного моря. (Ельницкий Л.А. Знания древних о северных странах. – М., 1961, с.12-14; Куклина И.В. ранние известия о скифах и киммерийцах. ВДИ, 1981, № 2, с. 163-164). В дальнейшем, в результате развития системы греческих колоний, предания доводят Ясона до Колхиды. Автор III в. н.э. Юстиан (он сокращенно переписал исторический труд римского автора конца I в. до н.э. Помпея Трога) пишет: «Говорят, что он (Ясон) первый из смертных покорил эту часть света после Геракла и Либера, которые по преданию были царями Востока. Некоторым народам он дал в предводители Фригия и Амфистрата, возниц Кастора и Поллукса. Он заключил союз с албанцами, которые, говорят, последовали из Италии, с Албанской горы, за Гераклом, когда он, убив Гириона, гнал через Италию его скот, и которые, помня о своем происхождении из Италии, в Митридатовскую войну братски приветствовали войско Гнея Помпея».

Известная версия об основании Рима троянцами (тирренцами-этрусками) в составе которых были также рутулы, лацы, албы – ср. этноним с албанской горой в Италии) свидетельствует о культурно-исторической общности народов, живших на обширном пространстве от Кавказа до Междуречья, от Балкан и Аппенин до Мраморного и Черного морей. (См. Геродот. История. VI; Плиний. История Рима; Дьяконов И. Алародии). Некоторые ученые считают, что связь этнонима «албанцы» с албанской горой в Италии лишь внешняя, основанная на созвучии названий, не более. Но не исключено, что это название в Италию привнесли пелазги (троянцы /тирренцы), у которых Апелюн (ср. древнегреческие Аполлон, Олимп) был верховным богом. (А не связано ли само название полуострова аппенины с Апелюном?).

Как повествуют исторические предания этрусков, герой Троянской войны Эней, родственник троянского царя Приама, после падения Трои со своим народом переселился в Италию. В дальнейшем Эней был обожествлен и считается прародителем италийцев. О культе обожествленного Энея свидетельствуют и археологические источники. В Лавинии (близ совр. поселка Пратика-ди-Маре на берегу Тирренского моря) найдено культовое сооружение – героон IV в. до н.э., поставленное на месте гробницы VII в. до н.э. с надписью IV в. до н.э.: «Лару Энею». Здесь же находились привезенные Энеем из Трои фигурки пенатов (божеств-хранителей), которые впоследствии были увезены в Рим и помещены в храме Весты. Культ Весты (очень архаический) был культом священного очага (ср. греч. hestia «очаг») как домашнего, так и общественного. Видимо, культ бога-родоначальника здесь был очень древним. По установившейся у римских высших должностных лиц традиции в Лавиний отправлялись для принесения жертв богам-прародителям. (Тит Ливий. История Рима от основания города. Т.1.М., 1989. с.506; см. также «Энеиду» Вергилия).

Наблюдается много случаев нахождения лезгинских лексических значений в древнегреческом и латинском языках. Например, названия лезгинских сел Архит, Фриг (АрхитI, Фригъ в Хивском районе), Тури (ТIури древний город на месте современного села Ахцах), Фий (село в Ахтынском районе) напоминают древнегреческие названия – Архонт (верховный советник?), Фригия, Троя, Фивы (столица Верхнего Египта)… А упоминаемые Титом Ливием (Тит Ливий. История Рима от основания города. Т.1. М., 1989. – 575 с.) народы лацы, рутулы созвучны племенам рутулов и лазов, а албанская гора и тирренцы (этруски) напоминают гору Алупан (Алпан) и тIурийцев (жителей города ТIури).

Значение др.греческих слов Значение лезгинских слов

Апелюн (пеласг. Бог огня; ср. греч. Аполлон) – Бог красоты Алпан (Алупан) – Бог огня; метеорит
Ар, ария Ар – громкий голос; перен. рев осла
Архи – древний Арха – опора, род, родственники;
Арух, Арах – глава, старший рода; мужское имя
Архонт – главный АрхитI – главный
Зевс (др.греч. Цев) – Бог небес Цав – небо
Арес
Бог войны Арас – Бог войны; война, воин; название реки между Кавказской Албанией и Мидией (ср. мидя лезг. «враг»); арс – военачальник; арасат – поле брани
Гея – Богиня Земли.
Ген, генос, генезис
Ген – Бог Земли; «рождающее начало»; «послед роженицы»; «подол платья женщины»; «происхождение», «истоки рода»; «жатва».
Гетера – женщина виночерпий ГетIе – глиняный кувшин
Дем
Демос Дем – народное гулянье, веселье с музыкой, песнями и танцами
Кефара Кфил – свирель
Ликиния – название государства-полиса Лик, лек, лекь – орел; печень
Мам Мам – грудь, сосок
Мел
Мелос Мел – общественные помочи, с музыкальным сопровождением и угощением
Менелай
Имя царя Трои?? Мен – лезг. «луна», бог Луны
Менелай букв. «Луной благословленный»
Микены – древнегреческое государство Муган (Микан) – название степи на юге Азербайджана; мики – название древнего народа в составе Кавказской Албании; Микрах – название села в Лезгистане
Олимп Алуп, Алпан – бог огня; название Горы Богов
Гъуцаркур (ныне Шалбуздаг)
Пан – покровитель пастухов и мелкого рогатого скота Пан – бог природных стихий, сын бога Неба (Цав) и богини Палас (покровительницы скотоводов);
Панагь – вождь, муж. имя
Прометей Пирмет – мужское имя
Приам – царь Трои Пирим – муж. имя
Терсей – герой троянской войны Терс – непокорный; Терсепул – второе название города Кра в царстве Леков
Троя – город-государство др.греков ТIури – название древнего города в районе современного селения Ахцах
Фригия – название государства, союзницы Трои Фригъ – название селения
Эллада – название страны Древней Греции;
Эллины – так называли себя древние греки Эл – народ
Эринии – нимфы вод Эр – муж, мужчина
Эрен – бог озер; название озера на вершине горы Шалбуздаг (Гора богов)
Эрек (эрекция) – мужская сила Эрк – особое право на помощь от представителей рода по мужской линии;
Эркек – мужчина, самец

Ваны и асы в Скандинавском эпосе

Племена ванов обитали в окрестностях озера Ван, откуда, вероятно, и происходит и его название. В исторической литературе эти два народа часто называются вместе. Первоначально воевавшие друг с другом племена ванов и асов впоследствии объединились. После падения Урарту (VI в. до н.э.) они мигрировали на север. Возможно, в самом начале образования алпанского государства, поклоняющиеся богу Асу асы и ваны, не приняв культ нового бога – бога огня Алпана – переселились на восточный берег Каспийского моря. Далее часть асов и ванов во главе с царем Одином мигрировали на север. Маршрут у них пролегал через Анатолию – Восточный берег Каспийского моря (Приазовье) – Скандинавия (Норвегия, Швеция, Дания, Исландия).

Эти племена с царем Одином упоминаются в скандинавском эпосе «Младшая Эдда» и «Старшая Эдда». А в лезгинском героическом эпосе «Шарр-Вили» (Царь Вили) упоминается о Северном походе Шарр-Вили на кораблях до северных ледовитых морей. Прибывшее на конях и в сверкающих на солнце доспехах войско произвело на облаченные в шкуры местных аборигенов потрясающее впечатление: они приняли пришельцев за сошедших с небес богов.

Сравнение лезгинского фольклора с событиями скандинавского эпоса «Большая Эдда» и «Малая Эдда» дает много интересного материала и удивительных совпадений. В культуре и языке скандинавских народов встречаются созвучные с лезгинскими слова и понятия.

Имя героя эпоса царя Вили созвучно именам братьев Одина Ве и Вили, которых Один оставлял царствовать в Асгарде – городе асов; а имя самого Одина созвучно с этнонимом «удин». Хороним «Норвегия» напоминает Нур+Вег – блеск Вега (Ве брат Одина).

Встречающееся в литературе и древней истории слово «Валгалла», вероятно, связано с именем бога подземнего царства Ваала (Вал /Бал /Баал) и лезгинским словом кIвал /ќwal в значении «дом», «комната». ВалакIвал, ВалакIвала буквально означает «Вала дом /комната» «в доме /комнате Вала». Вероятно, что слово внесено на север переселившимися туда алпанскими племенами ванов и асов, поклоняющихся богу Асу. (См. скандинавский эпос «Большая Эдда», «Малая Эдда»; История Древнего Востока. Под ред. В.И. Кузищина. М., 1979. С. 215-228). Скандинавское Валгалла «загробный мир героев» и алпанское Ваала КIвал «Дом Ваала» – царство духов умерших в бою воинов по своему смыслу очень близки. Алпанские цари и князя перед решающей битвой посещали ВаалакIвал (Валгаллу) и совещались с духами героев-предков (кьегьалар).

Валькирии «ангелы смерти» также напоминают лезгинское Ваала кьирер – «ангелы смерти, посылаемые Ваалом» для перенесения тел погибших героической смертью воинов (кьегьал) в Дом Ваала (Ваала кIвал). Любопытно, что и название скандинавских викингов напоминает лезгинское викIеh «храбрый, смелый».

Имя бога Аса, бога семи подземных царств, слышится в этнониме асов, в названиях Асгард, Азов, Азия, Исландия (Асленд – «Страна асов»). На связь названия «Азия», «Азов» с этнонимом асов указывает и тот факт, что в Европу (Скандинавию) асы попали из Азии через Азов.

Возможно, негативный оттенок прилагательное аси – «неверующий в Аллаха», «безбожник», «поклоняющийся богу Асу – приобрело в период смены Бога Аси на Бога Огня Алпана. (См. др.егип. Осирис – бог Загробного царства и растительности Нила. Являлся символом победы Добра над Злом, символом надежды на спасение для всех египтян. Не связаны ли с Осирисом происхождение лезгинских слов сир «тайна», «секрет»; сур «древний», «ветхий»; «могила»; «чистый», «святой»).

Все это позволяет говорить об общих древнейших истоках культуры народов Передней Азии, Кавказа и Скандинавии. Ранняя этническая история лезгин и народов и племен лезгинской языковой семьи тесно связана с культурным массивом Средиземноморья и Передней Азии (древняя Анатолия, государство Урарту (Биайния) и Кавказская Албания). Более того, некоторые черты, сохранившиеся в верованиях и обычаях, традициях и культуре, языке и фольклоре, показывают на более древние генетические связи лезгинских племен с крито-минойской пелазгской (карийской) культурой догреческой цивилизации (Дьяконов И.М. Некоторые лингвистические данные к проблеме связей населения Восточного Кавказа и Закавказья с древним Востоком в III-I тыс. до н.э. Тезисы, Баку, 1966, с.6).

Фейзудин Нагиев
доктор филологических наук
13.01.2013 1162 0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
© 2013-2024 · Alpania-Mez Контакты Хостинг от uCoz