Вход | Регистрация
Главная » Статьи » История
Архелогические памятники Южного Дагестана

На территории Ахтынского, Докузпаринского, Магарамкентского, Сулейман-Стальского и отчасти Хивского и Курахского районов Дагестана, заселенных лезгинами, выявлено около 130 археологических памятников. Не все они хорошо изучены. Это, прежде всего, неисследованные курганы, поселения и могильники, сведения о которых дошли до нас из разных источников или документов, составленных на основании сведений местных жителей. Памятники каменного века и энеолита здесь вовсе не открыты, что свидетельствует о слабой изученности территории.

До известной степени определенно к эпохе ранней бронзы мы относим 6 памятников, к эпохе средней бронзы — 1, поздней бронзе — 3, к эпохе раннего железа — 10, к албанскому времени — 14, к раннему средневековью — 16, к развитому средневековью — 47 и к позднему средневековью — 5. Из всех этих памятников более или менее удовлетворительно изучены не более десятка. Но они являются компонентами археологических культур Дагестана разных эпох. Поэтому по памятникам других районов Дагестана мы можем составить более полное представление об истории Южного Дагестана с древнейших времен до времени широкого применения письменности.

К эпохе ранней бронзы относятся Ашагаярагское, Белиджинское, Ашагастальское, Шаракунское 1 и 2, Новомакинское, Мамрашское, Касумкентское 2, Гилярское, Ходжаказмалярское поселения, входящие вместе с памятниками Дагестана и Азербайджана в состав северо-восточного локального варианта куро-аракской археологической культуры. Эта культура была распространена на обширной территории Центрального и Восточного Закавказья, Северо-Восточного Кавказа, Северо-Западного Ирана и Восточной Анатолии.

Поселения этой культуры обычно находятся в долинах рек, на речных, морских или горных террасах. Места расположения поселений хорошо защищены природой, удобны для земледелия и скотоводства, богаты водными источниками. Каждое из “равнинных» поселений представляет собой целый комплекс различных по размерам и форме возвышений, отдаленных друг от друга на 100-200 м. Некоторые из них представляют собой зольные холмы — тепе. На многих поселениях открыты остатки фундаментальной каменной архитектуры, основным элементом которой было круглопланное жилое помещение с центральным очагом и входным коридором. Для их интерьера характерны лежанки-лавки, примыкающие к стене. На памятниках плоскостного Дагестана широко были распространены глубокие землянки, полуземлянки и летние наземные постройки из плетня, обмазанного глиной. Там же, на этих поселениях, встречены многочисленные предметы материальной культуры, характеризующие эту культуру. Причем, дагестанские памятники характеризуются своими локальными особенностями. На основании этих памятников и их признаков решаются вопросы о хронологии и периодизации памятников куро-аракской культуры, ее происхождении и этнической принадлежности.

К эпохе средней бронзы (конец III — первая половина II тысячелетия до н.э.) относятся нижние слои Юхаристальского поселения, расположенного на южной окраине одноименного селения. На глубине 2 м местные жители обнаружили здесь целые и разбитые сосуды, в том числе один сосуд начала второго тысячелетия до н.э. Возможно, со временем в Южном Дагестане будут обнаружены новые памятники эпохи средней бронзы. Тогда же можно будет определить место Юхаристальского деления в кругу сопредельных памятников.

На Ходжаказмалярском поселении, расположенном в 2 км к югу от одноименного селения, найдены обломки керамики каякентско-харачоевского типа. Каякентско-харачоевская культура была распространена в горной и предгорной зонах Приморской низменности Дагестана, а также в юго-восточной Чечне (Ичкерия) в третьей четверти II тысячелетия до н.э. Границы ее доходили до Апшеронского полуострова, где была найдена типичная керамика каякентско-харачоевской культуры.

Основными памятниками, характеризующими переходный период от поздней бронзы к раннему железу и ранний железный век Южного Дагестана, являются Цмурское, Гарахское 1, Аральское, Макинское поселения, Мугерганский, Дербентский (нижний слой), Кугский, Цмурский, Шаракунский и Макинский могильники. Эти памятники характеризуют археологическую, культуру, названную нами по наиболее яркому и хорошо изученному памятнику мугерганской.

Погребальные сооружения мугерганской культуры представляют собой грунтовые могилы, близкие в плане к квадрату или овалу. На показательном памятнике этой культуры — Мугерганском могильнике зафиксированы деревянные перекрытия, поверх которых имеются каменные выкладки. Поза погребённых скорченная на левом или правом боку. Ориентация неустойчивая. Внутри погребальных сооружений встречены угольки, следы охры и погребального костра. От заупокойной пищи сохранились кости крупного рогатого скота. Вместе с погребёнными найдены скелеты коней или их черепа. Инвентарь этих памятников богат и разнообразен. Количество керамических сосудов в отдельных могилах порой доходит до двух десятков и более, а металлический инвентарь ещё более многочислен.

Наши исследования позволили скорректировать даты этого могильника в пределах XII-V вв. до н.э. Близкий ему Кугский могильный комплекс по характерным кинжалам датируется IX в. до н.э.

В раннем железном веке (VII-IV вв. до н. э.) мугерганская культура распространяется на территории всего Дагестана, исключая небольшую территорию на границе с Чечнёй.

Эти же памятники документируют связи со степными кочевыми скифо-савроматскими племенами. В Прикаспийском коридоре, в том числе и в погребении Мугерганского могильника, найдены скифские наконечники стрел VII-IV вв. до н. э. Со скифами связаны запятаявидные привески V в. до н.э. из Мугерганского могильника, культовое навершие из Шаракунского могильника. Памятники периода раннего железа Дагестана свидетельствуют не только о прохождении скифов через Дербентский проход в Закавказье, но также о довольно продолжительных контактах с ними местного населения.

К албанскому времени относятся Юхаристальское, Алкадарское, Герейхановское, Мамрашское 2, Макинское Хивский 1, Цнальский 1, Цмурский, Мамрашский, Шаракунский могильники, Шаракунский клад, Новоаульские находки, позволяющие характеризовать культуру и быт местного населения.

Среди бытовых памятников большой интерес представляет Макинское поселение. На этом поселении открыты остатки жилого дома, состоящего из двух комнат и огражденного дворика. В одной из комнат расчищена печь. Основным типом погребальных сооружений была грунтовая могила овальной или вытянутой четырехугольной формы, перекрытая каменными плитами или продолговатыми булыжниками, возможно, и деревянными плахами. Часто могилы обложены кладкой и отмечены камнями. В погребальных камерах встречается по одному, два костяка и более. Костяки лежат скорченно на левом и правом боку. Выявлены вторичные или расчлененные погребения, а также захоронения отдельных черепов. С начала I тысячелетия н. э. появляются вытянутые на спине погребения и погребения на спине с разными положениями ног и рук (руки на тазе, груди, поясе, ноги перекрещенные, ромбовидно сложенные). Как исключение попадаются вытянутые на животе захоронения. Ориентировка неустойчива. С костяками встречаются угольки, мел, отмечены следы подстилки. От заупокойной пищи сохранились кости крупных и мелких животных. Довольно часты захоронения коней и собак. Инвентарь представлен разнообразными керамическими сосудами, предметами вооружения, украшениями, туалетными принадлежностями и культовыми предметами.

Культура, представленная памятниками Дагестана III в. до н. э. — IV в. н. э., имеет глубоко местный характер и обнаруживает весьма заметное сходство с одновременной культурой Северного Азербайджана.

В III-II вв. до н. э. в степи Предкавказья проникают сарматские племена. В материальной культуре Дагестана и в погребальном обряде в это время появляются элементы, характерные для памятников Нижнего Поволжья, Северного Кавказа и особенно Северного Причерноморья, Прикубанья и Подонья, т.е. территории расселения сарматских племен.

Возможно, отдельные группы сармат-аорсов проникали даже в местную этническую среду. С I в. н. э. на территории Восточного Кавказа, в том числе Приморского Дагестана, появляются аланские племена. Кроме того, по сообщению Страбона (Кн. XI, 5, 8), известно о существовании международного торгового пути и караванной торговли между аорсами, Вавилоном и Индией, осуществлявшейся через посредство мидян и армян, что подтверждают также находки селевкидских монет в Шаракунской долине.

Все это вместе взятое (культурные, этнические связи, втягивание Дагестана в международную торговлю, в которой активно участвовали сарматские племена) привело к появлению в культуре Дагестана албанского времени целого ряда признаков сарматской культуры. Археологические материалы свидетельствуют о том, что влияние сарматской культуры на местную культуру постепенно уменьшается по мере продвижения на юг и горные районы Дагестана.

Средневековая эпоха характеризуется важными экономическими, социальными и политическими сдвигами в обществе, нашедшими отражение в развитии материальной культуры. Она делится на три периода — раннее, развитое и позднее средневековье.

Мы имеем дело с двумя ранними периодами. Археологические памятники эпохи раннего средневековья (IV—X вв.) выявлены и исследованы в различных физико-географических зонах Дагестана. На территории расселения лезгин выявлены и частично изучены городище Торпак-кала, Ургинское, Юхари-Ярагское 1, Тагиркентказмалярское и Макинское 2 поселения, Ярагский, Чувекский, Сардаркентский могильники, Кузмазкунтские курганы, Зухрабкентские и Сенгерские находки.

Городище Торпак-кала, занимающее около 100 га, окружено внушительным рвом (ширина до 20-25 м) и мощным глиняным валом (бывшие стены из сырцового кирпича), достигающим высоты 10-12 м при толщине 8-10 м. Оно имеет в плане форму почти правильного квадрата. На городище прослежены правильные ряды построек и остатки монументального сооружения в виде высокой насыпной террасы, возможно, цитадели или дворца. Городище датируется V-VI вв. и сопоставляется с разными раннесредневековыми городами: Беленджером, построенным Хосровом Ануширваном (В.Г. Котович), с Шахристан Иездегердом, возведённым в V в. при шахе Иездигерде II (М.С. Гаджиев). Этот город-крепость с возведением в VI в. каменных стен Дербента потерял своё военно-стратегическое значение.

Одним из наиболее значительных погребальных памятников раннесредневекового Южного Дагестана является Паласа-сыртский могильник IV-VII вв., занимающий обширную территорию к югу от Дербента. Кузмахкунтские курганы составляют часть этого могильника. Здесь, под курганными насыпями, помимо основных катакомбных погребений , выявлены подбои и грунтовые ямы. Костяки лежат скорченно на боку, вытянуто на спине или на боку и ориентированы на юг, юго- восток, юго-запад и изредка — на запад или северо- запад. Инвентарь разнообразен.

Некоторые исследователи приписывают могильник ираноязычным кочевым племенам маскутов, другие полагают, что население, оставившее этот могильник, было неоднородным в этническом отношении и что в его составе, помимо основного ираноязычного населения, было тюркоязычное и местное. Культура, представленная раннесредневековыми памятниками лезгин Южного Дагестана, сформировалась на базе местной археологической культуры албанского времени. Это прослеживается по развитию погребального обряда и инвентаря, особенно керамических форм. Ряд многослойных бытовых памятников обживался на протяжении длительного времени от начала I до середины II тысячелетий н. э., документируя непрерывный процесс постепенного развития культуры, сохраняя безусловную преемственность. В то же время культура раннесредневекового Дагестана развивалась в тесной связи с культурами сопредельных областей, впитывая в себя достижения культуры народов Кавказа, Ближнего Востока и Восточной Европы.

X-XV вв. в Южном Дагестане в археологическом отношении изучены в целом слабо. На интересующей нас территории выявлены и отчасти обследованы Ар- менкалинское и Аральское городища, Хореджская и Хаджалкалинская крепости, Ляхлинское, Юхари-Ярагское 2-8, Хивское 2, Сардаркентское, Ашагастальское, Касумкентское 1, 3-4, Гильярское 1-2, Мугерганское, Макинское 4, Гарахское 2, Курахское 1-5, Курахское 7-8 поселения, Хивский 2, Хтунказмалярский могильники.

Наиболее значительным памятником является Арменкалинское городище, расположенное в 1,5 км к югу от сел. Хтунказмаляр, в дельте р. Самур. Оно достигает размеров 280×300 м, укреплено с восточной стороны валом и рвом. В северо-восточной части городища находится круглое в плане сооружение, диаметром 60 м, окружённое оплывшим валом (до 3-3,5 м), видимо, дворцовый комплекс. С запада к нему примыкает квартал ремесленников с четырьмя гончарными печами. Городище датируется XII-XIV вв.

Хивское 2 поселение предание связывает со средневековым городом Гердишен, Курахское 1-2, 7 поселения, по тем же преданиям, разрушено Надир-шахом, Курахское 4 и 5 поселения — монголами. Хореджская и Хаджалкалинская крепости документируют высокий уровень феодализации общества.

Все эти памятники свидетельствуют о том, что культура Южного Дагестана периода развитого средневековья генетически связана с предшествующей культурой. Это особенно отчётливо прослеживается на материалах многослойных памятников, где устанавливается безусловная культурная преемственность в развитии строительного дела и архитектуры, гончарного производства, металлообработки и других отраслей производства, а также различных компонентов материальной культуры на всех этапах обживания. Вместе с тем культура периода развитого средневековья предстает перед нами как новый этап в культурном развитии средневекового Южного Дагестана, когда материальная и духовная куль-тура претерпевает новые изменения, обусловленные дальнейшим социально-экономическим, культурным и политическим развитием общества, более тесным включением его в культурно-исторический процесс определенных областей Кавказа, Ближнего Востока, юга Восточной Европы.

Подводя итоги многолетним нашим исследованиям в Южном Дагестане и наблюдениям, следует отметить, что памятники этой части Дагестана на всех этапах развития с древнейших времен до современности представляют собой составную часть археологических культур Дагестана.

Давудов О.М.,
доктор исторических наук,
зам. директора Института ИАЭ ДНЦ РАН

Возрождение, 2000. №6. С.22-26.
04.04.2015 896 0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
© 2013-2024 · Alpania-Mez Контакты Хостинг от uCoz