Вход | Регистрация
Главная » Статьи » Культура
Страницы: 1 2 »
Найдено материалов: 25
На основе полевого этнографического и литературного материалов в статье показаны традиционные представления, поверья, обрядовый комплекс, сопровождавшие рациональные и иррациональные методы профилактики и борьбы с бесплодием у народов Северного Кавказа и Дагестана.
17.08.2015 1310 0
» История
В статье на основе календарных праздников, обрядов, обычаев и верований, аграрных культов, лексики и фразеологии реконструируются мифологические персонажи былого языческого пантеона и пандемониума рутульцев – одной из народностей Дагестана. Несмотря на более чем тысячелетнюю традицию исповедания рутульцами ислама, реликты прежних домонотеистических верований вплетены в традиционную духовную культуру этого этноса, образуя так называемый «народный ислам».
22.06.2015 1222 0
» История
Чи халкьдин сивин (хурун) яратмишунрин, чна чеб жагъур тавунвай, къенин несилдин вилик ахкъуд тавунвай гзаф месэлаяр, фикирар, тарихдиз сиягьтна, ийизвай жагъурунар ама. Чи халкьдин сивин яратмишунар гьеле герек къайдада кIватI хъувунвач, абур халкьдал ахгакьарун патал лазим тир гьалдиз хкидай ниятар авайбурни тIимил ава. Тарихдиз сиягьат авуртIа, чахъ авай виридалайни багьа затI чIал я. Гьамни гьелелиг дуьздаказ ахтармишнавач, ам ахтармишдай пешекарарни саки авач. Амма виридаз чир хьун важиблу я: гьар са халкьдин эвелимжи яратмишун (фолклор) чIал вич я!
21.06.2015 719 0
» Культура
В свое время проф. И. Мещанинов писал, что недалеко то время, когда смешанные взаимоотношения между закав­казскими народами станут на уровень важнейших вопросов истории. Жизнь подтвердила эту мысль. Развивая ее, отме­тим, что детального исследования требуют проблемы взаимо­связей между народами, проживающими по обе стороны Кав­казского хребта. Одним из таких вопросов является пробле­ма лезгинско-армянских культурно-исторических связей, ис­следованию которой не посвящена ни одна специальная науч­ная работа, исключая статью проф. Р. Шаумяна «Армяно- лезгинские лексико-морфологические параллели, напечатан­ную в 1935 г. в сборнике статей, посвященном памяти акаде­мика Н. Марра.
17.06.2015 1231 0
» История
Удивительно трагична и в то же время богата история лезги­ноязычных народов. В течение многих тысячелетий лезгиноязычные народы собирались в разные эпохи под разными этнонимами: пелазги, сувары, урарты, албаны, лпины, леки 1 (они же: лакз — лекз — лезг — лезгины) 2. На протяжении многовековой истории лезгины по­падали под политическую зависимость разных государств. История и культура лезгин, так или иначе, соприкасалась с различными куль­турами Передней Азии и Средиземорья. И поныне в лезгинской куль­туре слышны отголоски тех культур. Язык народа, его фольклор — надежнее и точнее многих глиняных текстов, написанных под дик­товку тех или иных царей.
03.06.2015 849 0
» История
Возникший в период разложения патриархально-общинного строя в Западной Аравии в начале VII века ислам сыграл важную роль в образовании арабского государства Халифат. Учение ислама, изложенное в священном Коране, стало быстро охватывать всё новые территории.
25.05.2015 776 0
» История
Ранее фонд «Лезгины» разместил на сайте фонда две лезгинские игры, развивающие умственные способности по прогнозированию ходов соперника и озаглавленные «Новая версия предназначения обнаруживаемых в Дагестане «Вавилонов» и «Игра «Север» - (медведи). Новая версия предназначения обнаруживаемых в Южном Дагестане петроглифов». (см. ниже - Ред.)
10.05.2015 1549 0
» Культура
В многоуровневой структуре идентичностей народов Дагестана особую роль играют этномузыкальные традиции. Если инструментальная музыка позволяет отметить экологичность этнокультуры, сохранность в условиях полиэтнического региона, то песенное творчество находится в состоянии динамики и оказалось менее устойчивым перед трансформациями, происходящим в сфере музыкального искусства. В пространстве сакрально-религиозной музыки состоялась кристаллизация новых жанровых явлений – мавлид, песни в обряде зикра, нашид. Определенная доля «закрытости» этнокультуры, обеспечивающая ей сохранность, объясняется приоритетной ролью традиционности в культуре автохтонных народов Дагестана.
05.05.2015 1640 0
» Культура
Чи тIварар арадал атунин къайдайри чпин дувулар тарихдин яцIарай къачузва. ТIварари халкьдин къанажагъдин, ахлакьдин, руьгьдин гел хуьзва. Абур милли медениятдин, халкьдин адетринни тарихдин алакъайрин кьетIенвилер ачухарзавай лишанар я. Гьавиляй, абур неинки тарих ва меденият, гьакIни чIалан илим патал къиметлу чешмеяр я. И жигьетдай инсанрин хсуси тIварар иллаки маракьлу я.
24.04.2015 869 0
» История
Значительное место в религиозных верованиях народов Дагестана, осо­бенно у народностей лезгинской группы, занимал культ местных святых. Судя по преданиям, а также надписям на надмогильных стелах, время жизни некоторых из них относится чаще всего к XVI-XVIII вв., возможно и к более раннему или более позднему (XIX в.) периоду. К лику святых они были при­числены за всевозможные чудеса, приписывавшиеся им при жизни.
09.04.2015 635 0
» Культура
Множество разных праздников у дагестанских народов. В частности у лезгин известны: Цуькверин сувар (Праздник Цветов), Эвелцан или Сифтергал (Первая борозда), ПIинийрин сувар – КIару (Праздник Черешни)… Но самым замечательным из всех праздников является Яран сувар, что означает «Праздник Солнца». Месяц яр наступает в день весеннего равноденствия в полночь 21 марта и длится по 4 апреля.
01.03.2015 1863 0
» Культура
Наиболее распространенным и одним из древнейших видов декоративно-прикладного искусства Дагестана является ручное ковроткачество. На территории республики нет такого уголка, где бы не ткали различные виды ковровых изделий. Но особенно прославились мастерством исполнения, красотой узоров и цветовых сочетаний высокохудожественные ворсовые и безворсовые ковры лезгинских и табасаранских мастериц.
25.02.2015 4399 0
» Культура
«Имя – есть жизнь, – писал А.Ф. Лосев, – только в слове мы общаемся с людьми и природой, что только в имени обоснована вся глубочайшая природа социальности во всех бесконечных формах ее проявления, все это отвергать – значит впадать не только в антисоциальное одиночество, но и вообще в античеловеческое, в антиразумное одиночество, в сумасшествие. Человек, для которого нет имени, для которого имя это только простой звук, а не только предметы в их смысловой явленности, этот человек глух и нем, и живет он в глухонемой действительности...».
23.02.2015 1873 0
» Культура
Во время свадебных мероприятий лезгин наблюдается множество пережитков ранних форм религиозных верований, особенно магии. Несмотря на то, что, по мнению исследователей, "на современном этапе почти весь цикл обычаев и обрядов, сопровождающих свадьбу у лезгин, сохраняется в традиционном варианте", однако, "многие обряды и обычаи свадебного цикла, которым в прошлом придавалось магическое значение, в наши дни чаще всего являются символами, придающими свадьбе эмоциональность и национальный колорит". В наши дни свадебные обряды лезгин имеют демонстративный, зрелищный, символический характер. Свадебный обряд у лезгин сохраняет в себе в большом количестве архаические поверья, содержит немало суеверно-бытовых пережитков, во время его проведения исполняются множество магико-предохранительных приемов. Практика изучения магических обрядов на свадьбах лезгин исследователями показывает, что они в ответ на определенные практические потребности призваны воздействовать на природу, общество, заменяя реальные средства мнимыми, иллюзорными. Их назначение, как правило, сводится к двум целям: во-первых, уберечь молодых от "порчи", возможного вреда со стороны недоброжелателей, и, во-вторых, обеспечить им достаток, здоровье и способность продолжения рода, складывание нормальных отношений с новой родней и т. д.
22.02.2015 800 0
» История
Яран Сувар отмечается всеми лезгинскими народами (Яран (Йаран) сувар- на лезгинском, дословно «Праздник Солнца», Эверчин, Эбелцен-табасараны, Эр-рутулы, Эвелцан-агулы). Отмечают его в день весеннего равноденствия, в основном 21 марта. Он представлял собою своеобразный триумф жизни, тепла, света над зимней стужей, злыми силами, которые воплощала в себе зима.
09.02.2015 1042 0
» Культура
Для воспитания полноценной личности, гражданина своего народа, необходима этническая среда. Эта среда включает в себя весь набор национальной материальной и духовной культуры, история, язык, традиции и обычаи, песни и танцы, литературу и прочее. Задача поколений – сохранить и передавать свою богатую этническую культуру последующему поколению без потерь, а лишь обогатив его новыми достижениями национальной культуры.
30.04.2014 847 0
» Культура
Заз чи хуьруьн - Къара Куьредин мехъерин адетрикай ихтилатиз кIанзава. Са бязи кIвалера гададиз свас кIвалин чIехибуру аквадай. Са бязи жаванри рушар булахдал, яни демера хкядай. Руша разивал гайила, гададин мукьвабур илчивиле фидай. Крар туькIвейла, гададин кIвали мехъер авун паталди рушан хизандизни куьмек гудай. Абуру рушан кIвализ як, дуьгуь, гъуьр, чIем ва маса затIар ракъурдай.
25.01.2014 639 0
» Культура
Некоторые ученые предполагают, что Албания была достаточно долгое время под протекторатом Персии и по этой причине язычество в Албании тоже должно было развиваться под влиянием зороастризма. Это ошибочное пред­ставление – результат того, что многие ученые были заложниками господ­ствующей идеологии. Политика Советского государства в отношении так назы­ваемых малочисленных народов заранее предопределяла и результаты истори­ческих, этнографических и других исследований.
01.10.2013 2260 0
» История
Наиболее древними божествами лезгин Самурской долины были персонифицируемые небо, небесные светила - Солнце и Луна, атмосферные явления - радуга, ветер, гром и молния, дождь. Стрелять в Солнце и Луну считалось грехом, «это все равно, что стрелять в Аллаха» (с. Хрюг). С Солнцем были связаны определенные верования и табу. Повсеместно существовал запрет пускать солнечные зайчики в окна домов. Это расценивалось как намек, что в этом доме живут женщины легкого поведения (с. Ахты). По всеобщему представлению, затмения светил происходят по воле Всевышнего, наказывающего таким образом людей за грехи. Существовало также представление, что грешников убивает молния («цIайлапан»).
25.09.2013 807 0
» История
Этот гороскоп отличается от обычных тем, что в нем не 12 знаков, как в зодиакальном или китайском, а 24. Это связано с тем, что лезгинский годовой календарь делится не на 12 месяцев, а на 24 цикла, где каждый цикл связан с определенными сельскохозяйственными работами, игравшими важную роль в жизни древних лезгин. Этот гороскоп представляет интерес не только с точки зрения этнографии и культурологи, но может быть полезен и интересен современному человеку, поможет лучше узнать людей, с которыми мы общаемся.
18.09.2013 940 0
» История
© 2013-2024 · Alpania-Mez Контакты Хостинг от uCoz