Вход | Регистрация
Главная » Статьи » История
Страницы: 1 2 3 »
Найдено материалов: 56
Наиболее дискуссионная в албанистике тема о народах и языках Кавказской Албании исследуется на основе комплексного анализа разнородных данных на стыке нескольких научных дисциплин — источниковедения, истории, языкознания, исторической лингвистики. Автор выделяет две основные группы языков в Кавказской Албании — арранскую и лакзанскую, вводит в научный обо­рот гипотезу о языковом континууме как альтернативе койне, определяет роль и значение каждого из языков в Албанской конфедерации.
22.09.2015 979 0
» История
Наиболее дискуссионная в албанистике тема о народах и языках Кавказской Албании исследуется на основе комплексного анализа разнородных данных на стыке нескольких научных дисциплин — источниковедения, истории, языкознания, исторической лингвистики. Автор выделяет две основные группы языков в Кавказской Албании — арранскую и лакзанскую, вводит в научный обо­рот гипотезу о языковом континууме как альтернативе койне, определяет роль и значение каждого из языков в Албанской конфедерации.
22.09.2015 1028 0
» История
На основе полевого этнографического и литературного материалов в статье показаны традиционные представления, поверья, обрядовый комплекс, сопровождавшие рациональные и иррациональные методы профилактики и борьбы с бесплодием у народов Северного Кавказа и Дагестана.
17.08.2015 1308 0
» История
Топонимика представляет собой мощное средство обнаружения древних этнических пластов на той или иной территории. Топонимика на территории исторической Алупании (нач. I тысячелетия до н.э. — VII в. н.э.) и Лезгистана (с VIII в.н.э.) возникла в различные исторические периоды и ныне сохранившаяся топонимия по своему содержанию разноязычна. Известно, что топонимы являются предметом исследования географии, но содержание их раскрывается посредством языкознания, и лишь после этого они становятся дополнительными, а порой единственным источниками для историков-исследователей. Роль топонимики особенно важна в проведении этногенетических исследований.
23.06.2015 2432 0
» История
В статье на основе календарных праздников, обрядов, обычаев и верований, аграрных культов, лексики и фразеологии реконструируются мифологические персонажи былого языческого пантеона и пандемониума рутульцев – одной из народностей Дагестана. Несмотря на более чем тысячелетнюю традицию исповедания рутульцами ислама, реликты прежних домонотеистических верований вплетены в традиционную духовную культуру этого этноса, образуя так называемый «народный ислам».
22.06.2015 1222 0
» История
Дорогие братья и сёстры! Прежде чем обратиться к Вам, я долго подумал, взвесил «за» и «против» и решился на этот шаг, хотя меня могут понимать не так, как я предполагаю и моя «назойливость» в какой-то степени может выходить за рамки скромности и показаться, не дай бог, саморекламой.
22.06.2015 758 0
» История
Наряду с письменными источниками и данными археологии выявлению этнической истории населения Азербайджана содействует изучение этнотопонимии. Топонимы являются чрезвычайно важным и устойчивым языковым материалом, оставаясь в употреблении на протяжении многих столетий.
19.06.2015 901 0
» История
Считается, что лезгины и азербайджанцы никогда не воевали друг с другом. Это глубокое заблуждение. Война между этими двумя народами идет с первых дней, когда тюркские кочевники впервые появились в Лезгистане (середина ХIII в.) и фактически продолжается до нашего времени. Другое дело, что война эта принимала то открытые, то скрытые формы.
18.06.2015 1269 0
» История
В свое время проф. И. Мещанинов писал, что недалеко то время, когда смешанные взаимоотношения между закав­казскими народами станут на уровень важнейших вопросов истории. Жизнь подтвердила эту мысль. Развивая ее, отме­тим, что детального исследования требуют проблемы взаимо­связей между народами, проживающими по обе стороны Кав­казского хребта. Одним из таких вопросов является пробле­ма лезгинско-армянских культурно-исторических связей, ис­следованию которой не посвящена ни одна специальная науч­ная работа, исключая статью проф. Р. Шаумяна «Армяно- лезгинские лексико-морфологические параллели, напечатан­ную в 1935 г. в сборнике статей, посвященном памяти акаде­мика Н. Марра.
17.06.2015 1230 0
» История
На Кавказе волк также являлся и является самым распространенным хищником. Численность крупных кошачьих и ареал их распространения уступали таковым у волка и в более ранние периоды, когда на Кавказе водился даже тигр. Это выразилось и в обилии фразеологических единиц, связанных с волком, которых существенно больше, чем посвященных другим хищникам.
15.06.2015 1585 0
» История
Исследование происхождения кавказских народов и этнонимов считается среди кавказоведов делом довольно неблагодарным, так как языковая и этническая ситуация на Кавказе настолько запутанна, что специалисты ограничиваются по этому поводу большей частью общими формулировками и серьезные исследования по данной тематике достаточно редки.
10.06.2015 869 0
» История
Удивительно трагична и в то же время богата история лезги­ноязычных народов. В течение многих тысячелетий лезгиноязычные народы собирались в разные эпохи под разными этнонимами: пелазги, сувары, урарты, албаны, лпины, леки 1 (они же: лакз — лекз — лезг — лезгины) 2. На протяжении многовековой истории лезгины по­падали под политическую зависимость разных государств. История и культура лезгин, так или иначе, соприкасалась с различными куль­турами Передней Азии и Средиземорья. И поныне в лезгинской куль­туре слышны отголоски тех культур. Язык народа, его фольклор — надежнее и точнее многих глиняных текстов, написанных под дик­товку тех или иных царей.
03.06.2015 849 0
» История
Возникший в период разложения патриархально-общинного строя в Западной Аравии в начале VII века ислам сыграл важную роль в образовании арабского государства Халифат. Учение ислама, изложенное в священном Коране, стало быстро охватывать всё новые территории.
25.05.2015 775 0
» История
Чи тIварар арадал атунин къайдайри чпин дувулар тарихдин яцIарай къачузва. ТIварари халкьдин къанажагъдин, ахлакьдин, руьгьдин гел хуьзва. Абур милли медениятдин, халкьдин адетринни тарихдин алакъайрин кьетIенвилер ачухарзавай лишанар я. Гьавиляй, абур неинки тарих ва меденият, гьакIни чIалан илим патал къиметлу чешмеяр я. И жигьетдай инсанрин хсуси тIварар иллаки маракьлу я.
24.04.2015 867 0
» История
“ЧIал” ва «халкь» гафар тупIалагъна куьлуь ттавуртIа, чавай лугьуз жеда: «ЧIал халкьдин паспорт я». Заз рагьмет хьайи Эгьед Агъаева авур са ихтилат тикрар хъийиз канзава. Советрин чIавуз Гьиндистандиз фейи са делегасиядик са лезгини хьана. Са йукъуз гьа лезгидиз вичин кьулухъ яргъал акъвазнавай 5-6 гьиндуди ван ацалтна рахазвайди аккуна. Адаз и рахун пара ширин аттана: абуру лугьузвай гафарин парабур гъавурда акьадин лезги гафар ттир! Адавай эхиз ттахьана фад гьабурун ппаттав фена жузуна: «Куьн гьи чIалал рахазва?» Абуру жаваб гана: «Гьинд чIалан хинду нугъатдал». Заз и мисалдалди «Хиндуяр лезгияр ттир» - лугьуз канзавач. Заз куьгъуьнай ччир хьана: Гьиндистандиз арийвияр тифенамаз гьана авайбур ГъвечIи ва Виликан Асиядагъ гьаниз куьч хьанвай дравидар ттир. Дравидрин кхьинар гилани садавайни кIелиз хьанвач.
16.04.2015 695 0
» История
Агъзур йисара тарихдин чинра кьегьалвилин гелер тунвай лезгийрин тIвар къени вирина гьуьрметдивди кьазва. «Лезги» лагьайла гьахъунихъ, адалатдихъ ялдай, женгчи руъгь авай, дуьзвилинни мердвилин символ тир инсан вилерикай карагда. «Дяведин цIаяра лигим хьанвай, гьахъ паталди дяве къанун хьиз кьабулзавай, азадвилиз Аллагьдиз хьиз икрам ийизвай» чи «азад, милайим рухваяр» акур урусрин чIехи шаир М. Ю. Лермонтова «лезгияр кьегьал ксар я» лагьанай.
14.04.2015 620 0
» История
На территории Ахтынского, Докузпаринского, Магарамкентского, Сулейман-Стальского и отчасти Хивского и Курахского районов Дагестана, заселенных лезгинами, выявлено около 130 археологических памятников. Не все они хорошо изучены. Это, прежде всего, неисследованные курганы, поселения и могильники, сведения о которых дошли до нас из разных источников или документов, составленных на основании сведений местных жителей. Памятники каменного века и энеолита здесь вовсе не открыты, что свидетельствует о слабой изученности территории.
04.04.2015 803 0
» История
Во время свадебных мероприятий лезгин наблюдается множество пережитков ранних форм религиозных верований, особенно магии. Несмотря на то, что, по мнению исследователей, "на современном этапе почти весь цикл обычаев и обрядов, сопровождающих свадьбу у лезгин, сохраняется в традиционном варианте", однако, "многие обряды и обычаи свадебного цикла, которым в прошлом придавалось магическое значение, в наши дни чаще всего являются символами, придающими свадьбе эмоциональность и национальный колорит". В наши дни свадебные обряды лезгин имеют демонстративный, зрелищный, символический характер. Свадебный обряд у лезгин сохраняет в себе в большом количестве архаические поверья, содержит немало суеверно-бытовых пережитков, во время его проведения исполняются множество магико-предохранительных приемов. Практика изучения магических обрядов на свадьбах лезгин исследователями показывает, что они в ответ на определенные практические потребности призваны воздействовать на природу, общество, заменяя реальные средства мнимыми, иллюзорными. Их назначение, как правило, сводится к двум целям: во-первых, уберечь молодых от "порчи", возможного вреда со стороны недоброжелателей, и, во-вторых, обеспечить им достаток, здоровье и способность продолжения рода, складывание нормальных отношений с новой родней и т. д.
22.02.2015 799 0
» История
Инал чаз са шакни авачиз тарихдин фактар герек къведа. Чна пеласгрин, этрусрин, египетвийрин ва кавказдин албанрин кхьинар кIел авурдалай кьулухъ абурунни Къавказдин абориген халкьарин арада къавумвал хьун успат жезва. А къадим халкьарин чIаларин гафар грек, латин ва маса чIаларин куьмекдив Авропадин ва Мукьвал Асийадин гзаф чIалариз фенва. И гафарин сан цIудралди, вишералди хьун мумкин йа. Има акI лагьай гаф ттуш хьи Къавказдин чIалар (гьакIни лезги чIал) и чIаларин виридахъ галаз къавум йа. Чна и чIалара авай формадизни манадиз ухшар гафарин мисалрал гьабурун мукьвавал къалуриз канзава. ГIаламат кар ам йа хьи, и гафарин арада чIала фад-фад дуьшуьш жезвай гафарихъ галаз ппара къериз дуьшуьш жезвай (гIайиб) гафарни ава. И гафар венерик гIазаррин ва абур сагъар хъавунин текстерихъ галаз къадим чIаларай аттанвайбур йа.
20.02.2015 841 0
» История
Квез «ттаппкка» вуч лагьай гаф йатIа чидан? Къуба нугъатра дуьшуьш жезвай и гаф лезги гафарганра авач. Лезги гафарганра хьанайтIани, ама «тапка» хьиз кхьидай, анжах «тапка» «ттаппкка» ттуш. И гаф чавай урус чIалаз ‘мотыга’ хьиз элкъуьриз жеда. Лезги гафарганра урусрин «мотыга» гаф лезги чIалаз ‘керки’ хьиз элкъуьрнава. Дегь чIаван туьрк гафарганда «керки» урусрин ‘кирка’ гаф хьиз къалурнава, лезги чIалаз урусрин «кирка» гаф ‘каца’ (нугъ. «ккаццай») хьиз таржума авунва. Эгер «ккацца(й)» ‘кирка’ йатIа, «ттаппкка» ‘мотыга’ йа ман.
19.02.2015 760 0
» История
© 2013-2024 · Alpania-Mez Контакты Хостинг от uCoz