Вход | Регистрация
  Алпанские языки Лезгинский Табасаранский Агульский Рутульский Цахурский Крызский Будухский Арчинский Удинский Хиналугский  
Главная » Статьи » История
Раизм - религия древних лезгин

Некоторые ученые предполагают, что Албания была достаточно долгое время под протекторатом Персии и по этой причине язычество в Албании тоже должно было развиваться под влиянием зороастризма. Это ошибочное пред­ставление – результат того, что многие ученые были заложниками господ­ствующей идеологии. Политика Советского государства в отношении так назы­ваемых малочисленных народов заранее предопределяла и результаты истори­ческих, этнографических и других исследований.

Еще И.А. Петрушевский предостерегал исследователей от ошибочного методологического приема – видеть в язычестве албан результаты непосредст­венного влияния исторических религий – зороастризма и митраизма.

В действительности, раизм – самобытная система мировоззренческих учений, собирающая в себе и некоторые общие идеи Древнего Востока, но зародившаяся на основе собствен­ной истории, мироощущений и образа жизни.

В раизме, также как в лезгинской мифологии, рассказывается о двух мирах. Первый мир – это мир богов и духов. Второй мир называется миром лю­дей. Он управляется богами. Но боги не вмешиваются в каждый частный слу­чай. Они контролируют природные и общественные изменения и не допускают нарушения общих принципов бытия. В остальной же деятельности люди воль­ны поступать по своему усмотрению.

Мир богов расположен где-то вне Земли – в космосе. Там в золотом дворце на белом троне («тIама» на лезгинском языке) восседает Верховный Бог Великий Ра (Ч1ехи Рагъ). По лезгинской мифологии Верховный бог Ра – одновременно бессмертная душа вселенной. Верховный Бог Ра также и правда, и справедливость вселенной (23).

В мифе «Грешные души» (23, стр. 251-279) сохранилась исповедь перед Верховным Богом Ра:

- Великий Бог Ра! Ты и правда, и справедливость, и бессмертная душа все­ленной! Я признаю и почитаю тебя. Я постарался всегда безупречно испол­нять Твои табу. Я не противопоставил свои поступки твоим табу. Я старался не грешить. Если я не зная совершал грехи, прости меня. Если я совершал грехи достойные смерти, не прошу помилования.

- Великий Бог Ра! Я никогда не игнорировал правду и за кривдой не шел. Я не убивал невинных людей. Я убивал только иноземцев – завоевателей, вра­гов нашей родины и народа.

- Великий Бог Ра! Я никогда не копал дорогу со злой целью, чтобы чужая ар­ба (мярхар) сошла с пути. Я никогда не отнимал молоко у младенца. Я ни­когда не лез в чужой дом, ни за чужим добром, ни за чужой женщиной.

- Великий Бог Ра! Я чист пред Тобой. Я чист пред богами. Я чист перед моим народом. Я чист перед своим родом (сихил). Я чист перед своей семьей. Я чист перед телом, с которым ты меня соединил.

- Великий Бог Ра! Прости меня, если я не понимая, не зная согрешил. Прости меня, о Великий Ра!

Миф о бессмертии души, дошедший до нас от глубокой древности не только поучительная история, но и ключ к пониманию философии раизма. В мифе говорится, что одна из богинь – Алдин паб (жена бога справедливости Алпана) нечаянно вздохом потушила две свечи (чIикь) жизни в большом све­тильнике – в хранилище судеб людей, который находился при дворе Великого Ра. Эти две свечи находились рядом, значит заранее – богами была предопре­делена судьба этих двух молодых людей. Одна из них принадлежала молодому человеку, бесстрашному воину, прекрасному мастеру – строителю по имени Вачаган, а другая была свечой жизни красавицы Лацар. Так как их жизненные свечи в хранилище судеб при дворце Великого Ра были рядом, они на земле полюбили друг друга.

В тот момент, когда Алдин паб вздохом потушила жизненную свечу Вачагана, постепенно начала гаснуть и свеча жизни Лацар, на земле происходят следующие события. Внезапно умирает старик Хибба. Его тело хоронят на сель­ском кладбище. Но на другой день старик Хибба снова живой появляется перед языческим храмом и рассказывает свою историю: После смерти его душа воз­вращается к Великому Ра. Когда душа Хибба дошла до ворот дворца Великого Ра она услышала голос:

- Хваяж (Гъваяж – имя хранителя светильника судеб), ты опять перепутала судьбы? Разве не свеча Вачагана потухла в светильнике? Почему здесь на­ходится душа Хиббы?

Хваяж признала свою ошибку перед богом и Хибба услышал приказ бога справедливости Алпан:

- Верните душу в тело принадлежащее ей и проведите Хиббу во свой мир. После этого приказа старик Хибба целый и невредимый очутился вблизи сель­ского кладбища и поторопился к храму.

После того, как Хибба заканчивает свой рассказ к храму приближается гонец, он сообщает о смерти храброго Вачагана.

Тело героя хоронят. Душа его начинает путь ко дворцу Великого Ра, присоединяясь к другим душам идущим этим же путем – назад к Великому Ра. Удаляясь от земли души чувствуют холод – «сурун фул».

Чтобы преодолеть холод они, собираясь по две, по три зажигают кост­ры и согреваются. Млечный путь, который мы видим, – это костры, зажженные душами, чтобы преодолеть нетерпимый холод (сурун фул). (Интересно отме­тить, что некоторые народы, живущие на других континентах, Млечный путь называют «тропинкой духов», «дорогой души, отправляющейся в загробную страну» и т.п. Для нас является более интересным тот факт в высказывании философа Пифагора о том, что души обитают на Млечном Пути (210, стр. 173)).

Около костра душа Вачагана вспоминает Лацар. Так как с неба хорошо видна земля Вачаган наблюдает за Лацар и становится очевидцем – свидетелем трагической смерти невинной девушки. От гнева Вачаган отвергает божьи законы, и, против воли богов, держит путь обратно к земле с целью мщения, виновникам гибели Лацар.

В это время душа Лацар отправляется ко дворцу Великого Ра. Чуть выше Луны (Варз) души Вачагана и Лацар встречаются. По лезгинской мифо­логии душа имеет цвет и голос. Душа, только что оторванная от тела и возвра­щающаяся в резиденцию Верховного бога солнца Ра, имеет желтый цвет. А ду­ша, идущая обратно к земле – синего цвета. После встречи около Варз души Ва­чагана и Лацар соединились и приняли зеленый цвет – цвет живой природы. Души полетели к земле. Для пресечения этого своеволия боги предлагают раз­ные меры. Но бог справедливости Алпан, после раздумий дарит душам Лацар и Вачагана тела – формы орлов и дает срок для отмщения виновников гибели Лацар.

Это было против воли Верховного бога. После создания Великим Ра лезгинского народа впервые нарушался табу Верховного бога. Для обсуждения случившегося собирается совет (гьилаб) богов. Там участвуют также души священных (сейлибур), удостоенных вечной жизни при дворце Верхов­ного бога Ра.

На совете принимается решение: так как в гибели Вачагана и Лацар виновна богиня Алдин паб, душам-бунтарям разрешить продолжение жизни на земле. Но поместить эти души в новых молодых телах.

На совете было принято еще одно решение. Если душа безвинно погиб­шего горит желанием отомстить врагу, этим душам разрешить на время в обли­чим орлов действовать на земле.

Таким образом, души Вачагана и Лацар начинают новую жизнь в но­вых телах, соплеменники признают их как Вачаган и Лацар, они снова находят друг друга, женятся, живут счастливой жизнью.

Коротко – схематично изложенный сюжет мифа о душах-бунтарях, дает нам материал для некоторых выводов об иерархии богов лезгинского язычест­ва, о мировоззрении древних лезгин, о философии раизма. По раизму душа не умирает, а возвращается к Верховному богу Ра. Верховный бог Ра в тело каж­дого новорожденного ребенка вселяет душу. Первый крик ребенка произносит­ся в момент вселения души в тело. Душа имеет опыт, владеет свойствами пони­мать, вспоминать, приобретать новые навыки и знания. Но все эти свойства души не всегда ярко проявляются. Они проявляются особенно талантливо, ко­гда душа и тело человека действительно находятся в гармонии. Потенциально, каждая душа наделена великими возможностями, но для проявления, для реа­лизации этих возможностей нужны определенные условия. И наконец, раизм оставляет место для активной деятельности личностей.

Заседание Большого Совета(Гьили-гьилаб) богов в мифах описывается подробно: на белом троне (тIама) сидит Великий Ра. Справа от него, сту­пенькой ниже, сидят на своих тронах, согласно пативу (патав) – этикету, оп­ределяющему место каждого в иерархии власти, бог справедливости Алпан, бог земли Ген, богиня плодородия, защитница материнства и детей Арчан, бог – труженик Тарлас. Слева сидят, также согласно пативу, на своих тронах бог тайн и мудрости Варз, богиня красоты и любви Яргъи Руш – Мен, бог дождя Гудул, богиня Алпаб.

По второму полукругу, на семь ступеней ниже сидят добрые демоны – Лаз, ЦIегь и др., а также духи великих всех времен, к примеру: дух главного жреца Кабалинского храма Солнца (I в. до. н.э.), философа Ба; дух великого лекаря (I в. до н.э.); жреца Шарбуса; дух Типтиса – жреца храма Ра, создателя древнелезгинского алфавита (I в. до н.э.); душа Тумаруш (Тумирис, царица Алупании в VI в. до н.э., победившая персидского царя Кира II в сражении 530 г. до н.э.); дух Ирриса (полководец, командовавший алупанской армией в сражении с римлянином Помпеем в 65 г. до н.э.); дух Зобера (царь Алупании в последней четверти I в. до н.э.); дух Шарвили (герой народного эпоса, веро­ятно, прототип албанских полководцев воевавших против таких римских за­воевателей, как Лукул (68 г. до н.э.), Гней Помпей (66-65 гг. до н.э.), Марк Красс (54 г. до н.э.), Марк Антоний (38 г. до н.э.), Публий Красс (35г. до н.э.), Август (20 г. до н.э.) и др.

Лезгинская мифология утверждает, что эта иерархия несомненно спра­ведлива, потому что Великий Ра распорядился так. А что такое справедли­вость, знает только Алпан, бог справедливости, ибо именно он олицетворяет понятие справедливость.

А что такое действительность? По лезгинской мифологии действи­тельность состоит в том, что боги (гъуцар) появились раньше всех живых. Их не, родили ни земля, ни мать,

Действительность состоит в том, что самое совершенное и прекрасное это наш мир. Потому ,что этот мир сотворен нашими богами.

Действительность состоит в том, что самое объемистое это пространство (чка). Потому что все вмещается в него.

Действительность состоит в том, что самое умное – это время. Потому что оно исцеляет все раны, успокаивает все боли, определяет очередность всех событий.

Действительность состоит в том, что человек может обмануть себя и се­бе подобных, но не богов.

Действительность состоит в том, что самая высокая вершина – это вер­шина Гаф (Гъуцар сув).

Действительность состоит в том, что душой всего мира является Вели­кий Ра!.

Действительность состоит в том, что человек – кас – это есть свобода ак­кумулированная в оболочке человека.

В лезгинской мифологии имеется сюжет о появлении первого домашне­го очага – первой семьи (23). Адам в лезгинской мифологии носит имя Тарлас, а Ева – Арчан. И Тарлас, и Арчан входят в пантеон языческих божеств раизма. Тарлас и Арчан, по мифологии, первые касы (люди) прожившие человече­скую жизнь на земле и находившие “общий язык” с дикой природой, которая окружала их. В этом процессе, во-первых, они сами освободились от животных инстинктов, во-вторых, они добились того, что хижина превратилась в дом из глины и камней, дикорастущий злак превратился в хлеб, шкура зверей – в практичную одежду…

И поэтому, Великий Ра их возвысил до ранга богов. Арчан стала боги­ней плодородия, защитницей материнства и детей, а Тарлас – великий труже­ник, стал покровителем трудолюбивых касов .

А как был сотворен мир? Когда и как началось вечное движение – или- кам (по-хурритски “улликум”). Миф о жреце храма Типтисе проясняет и этот вопрос: когда-то наш мир был мертвым. Он существовал, но был лишен вечного движения. Не было ни пространства, ни времени. Земля и небо еще не были отделены друг от друга. Не было ни начала, ни конца. Не были обозначены ни верх, ни низ, ни вершины, ни ущелья, ни суша, ни море. Не было известно, где цело, а где часть. Никто ни знал, откуда восходит Великий Ра. Земля, Луна и другие звезды были разбросаны как бусы из рассыпавшегося ожерелья.

Вначале проснулась душа вселенной – Великий Ра (Солнце). Он заново собирал в нить разума все звезды, восстановил ожерелье. Только после этого во вселенной началось движение.

Через тысячи лет, если черные и мокрые тучи одержат победу в вечной борьбе с Великим Ра, то тогда опять оборвется нить разума связывающая все звезды и они рассыпятся, опять остановится движение (23.).

Предки лезгин считали, что Великий Ра – это душа вселенной. Именно он дарит людям душу – частицу свою. Когда это необходи­мо, Великий Ра лишает человека души.

Душа человека – частица верховного бога, по его велению покидает те­ло и возвращается во дворец Великого Ра. Таким образом наказывает верхов­ный бог древнелезгинского языческого пантеона людей, за совершенные преступле­ния против касов – собственного народа. Эти люди на какое-то время остаются среди живых, но превращаются в особый вид полуживотных, полулюдей. Они живут как изгои – вне общины и погибают медленной смертью. В лезгинской мифологии они именуются кускафтар (кус – старый, дряхлый; кафтар – мифо­логическое существо внешне напоминающее человека, с одним глазом на лбу).

Наши предки знали, что кочевники, которые нападали на их земли, тоже имеют своих богов. Они считали, что боги вражеских племен такие же враги как и они сами, потому что имеют такой же скверный характер, так как благословляют своих подданных – кочевников на завоевания, грабеж и наси­лие.

Древние лезгины верили, что боги раизма сопровождают касов даже в сражениях с врагами, и приходят на помощь когда им тяжело.

Фейруз Бадалов

*****

Раизм - народная религия лезгин

Язычество, эта древняя и богатая область духовного мира лезгин как целостная система мало изучена. Но для восстановления пантеона и иерархии божеств, религиозно-мифологической философии, а также системы ритуалов существует довольно богатая фактологическая база. Пережитки ранних форм лезгинского язычества, особенно политеизма, сохранились в богатой мифологии, в языковом материале в виде архаизмов и окаменевших выражений, в фольклоре, в обрядах и обычаях, в почитании священных горных вершин, рощ, источников, в наскальных изображениях, в орнаментах ковров-сумагов и других предметах материальной культуры.

По мифолого-религиозным представлениям лезгин, Земля держится на рогах Красного быка (Яру яц). Красный бык стоит на Большой Воде (ЧIехи Яд). И Земля, и Небо имеют по семь сфер. Вселенная у лезгин состоит из трех частей - миров: 1) небесный мир - обиталище богов и духов (цав, навар); 2) наземный мир - мир людей, животных и растений (и дэне, инаг); 3) подземный мир - мир злых и темных сил (а дэне, анаг). Связующим звеном между этими мирами является Священное Дерево, которое прорастает из Большой Воды и вершиной своей достигает последнюю – седьмую сферу Неба, где обитает Верховный Бог лезгин Ра (Солнце).

По преданиям, Ра является не только главой лезгинского пантеона божеств, но и царем небесного и наземного миров. По имени этого верховного божества лезгинский политеизм называется раизмом. Раизм - это политеизм лезгин, самобытная система мировоззренческих учений, вобравшая в себя и некоторые общие идеи Древнего Востока, но зародившаяся на основе собственной истории, мироощущений и образа жизни народа.

Исследования показывают, что божества лезгинского пантеона по отношению к людям подразделяются на три группы: добрые, злые, нейтральные. К добрым богам и богиням относятся следующие: Верховный Бог Ра, бог справедливости и огня Алпан, двуликий бог Варз (Луна), умирающая и воскресающая богиня Яр, богиня красоты и любви Яргъи руш (Яран руш), хранительница семейного очага богиня Арчан, бог-труженик Тарлац (Тар) и др. Бог зла и беззакония Сед (Сет), злая богиня, олицетворение женской зависти Ал паб, божество мрака Алапехъ и другие представляют темные силы третьего - подземного мира. Объективность и беспристрастность к людям отличают Бога смерти Аршва, бога Земли Гена, бога дождя и ветров Гудула, гаранта клятв и табу Кеччуха, они занимают нейтральную позицию.

К культурным героям лезгинской мифологии относятся: герои одноименного эпоса Шарвили, хозяин водных источников Пули и его антипод Ппас Пили, защитник леса - родной природы Хиб Ба (Хваба), мудрец, мыслитель и сказитель Кас Буба, создатель письма Тип-тис и др.

В низшую мифологию лезгин входят добрые демоны Ашарат (Басарат), ЦIегь (Ацибаци), представительница Солнца Лаз (ЛацI), крылатый конь Шив, персонификация человеческой души Лекь (Орел), а также злые демоны: Шармуну, Бистан (Дестен), Гугу, КIетIин, Хъварц, Кускафтар, Малкамут и др.

Лезгинская мифология богата разнообразными мифами о судьбах и деяниях богов и богинь. Одним из таких является миф о Яр - умирающей и воскресающей богине растительности в лезгинском язычестве.

…Родители Яр - Чил (Земля) и Цав (Небо) - полюбили друг друга еще в те времена, когда Земля не была отделена от Неба. Красавица Яр - самая прекрасная и восхитительная из богинь, - стала совершенным плодом чистой любви. С ее первыми шагами по земле вся Земля покрылась разноцветным и красочным сумагом (тип лезгинского ковра) буйной и ароматной растительности. Боги на седьмом небе смотрели и радовались этой красоте.

Шли годы, красавица подрастала, она становилась все красивей и неотразимей. И вот однажды ее красотой пленился бог справедливости Алпан. Он полюбил красавицу Яр, и от этой любви родилась Яран руш (Яргьи руш - радуга). Супруга Алпана – Ал Паб (Алпанан Паб) не знала о тайной любви своего мужа.

Яран руш красой своей была под стать матери. Однажды, после дождя, в лучах ослепительного солнца все - и боги, и люди - увидели создание невероятной красоты, переливающееся всеми цветами чудо. Это была удивительнейшая красота - все узнали тотчас в ней дитя бога Алпана и богини Яр. Жители Земли и Неба, забросив все свои дела, забыв свои тяготы и заботы, зачарованно смотрели на нее и любовались красотой Яран руш.

Ал паб, которой также довелось увидеть ее, снедаемая предчувствием неладного, недоуменно спросила: "Кто она?" И из каких-то далеких глубин Земли ей ответил голос божества мрака - Алапехъ (дословно - ворона Ал паб): "Она дочь Алпана и Яр". Ал паб пришла в бешенство, она потеряла рассудок и не знала как совладать со своими чувствами. Ее гнев был безграничен, ярость переливалась в ней через край. Она поняла по лицам окружавших ее богов и богинь, что все они давно не только знали об этом, но и, что коварнее всего, они тайком одобряли этот поступок ее супруга.

И она решилась на коварный шаг. Она спустилась в подземный мир к мрачному и суровому Седу (бог зла и беззакония в лезгинской мифологии). "Мы полюбим друг друга, - заявила Ал паб, - но прежде ты мне должен оказать небольшую услугу -помоги мне отомстить..."

Мрачный Сед сухо и беззвучно рассмеялся: "Разве во мне может жить любовь? Но я помогу тебе с удовольствием, ведь творить зло и мстить - это мое призвание..." Сед выслушал все, что накипело у Ал паб, и приступил к своему темному деянию. Он призвал к себе всех подручных ему злых демонов и их приспешников. Обернувшись в черные тучи, они поплыли по небесам, поползли по земле, нашли прекрасную богиню Яр и окутали ее черными тучами. Коварный Сед взял на себя самое главное – он задушил богиню в своих влажных и темных объятиях. Алапехъ вонзилась своими острыми когтями в ее нежное и теплое тело, подняла ее и перенесла мгновенно к Ал паб. Гневно мечущаяся Ал паб при виде мертвой богини Яр не совладала с собой. В бешенстве вынула она из ее безжизненного тела все внутренности.

Но в утробе мертвого тела был сын Алпана. Когда Ал паб вскрыла живот Яр, зародыш улетел к Великому Духу Ва - на вершину горы Басар. Злые демоны, помчавшиеся за духом, не догнали его: сын Алпана вознесся на небеса. Когда эта весть дошла до Алпана, он решил поместить дух своего сына в утробе одной из смертных женщин. Тщетно расспрашивала разъяренная Ал паб у злых демонов-приспешников, куда спрятал ее супруг дух своего сына, какая женщина должна разрешиться бременем. Коварная Ал паб с тех пор плетет свои грязные сети против рожениц. Неуемная в своей мести, она вынимает внутренности рожениц, моет их в священных источниках Ирид патуй кIам (Ущелье семи родников), жарит их и съедает. Потерявшая рассудок от своих злокозненных, бесчеловечных деяний, Ал паб и не ведала о том, что сына для Алпана уже давным давно родила то ли в Арцахе, то ли в Ахцахе или в Курахе обыкновенная земная женщина. И сын этот - легендарный и мужественный Шарвили - стал опорой и надеждой всех своих сородичей на Земле.

В ненасытной Ал паб с новой силой поднялась ярость против Яр: она знала, что Верховный Бог Ра может ее оживить. Поэтому она решилась опередить Ра - приказала своим злым демонам растерзать ее тело, расчленить его, отрезав руки, ноги, голову. Ал паб приказала Алапехъ отвезти куски тела в подземный мир и разбросать их по разным сторонам подземного мира. Мрачный приговор был исполнен.

Событие это повлекло за собой много всяких бед. Земля и Небо приобрели серый цвет, вся трава и густая растительность вымерла, наступили холода, черные тучи заволокли небо. Злой Сед со своими подручными торжествовал победу.

Тогда взоры всех богов обернулись к верховному богу Ра. Люди погрузились в тяжелое уныние, они обратились к молитвам, вымаливая у высших сил оживления природы. Верховный бог Ра решился воскресить и вернуть на небеса богиню Яр. Тогда Алпан, сверкая молниями, спустился в подземный мир. Он разыскал разбросанные по всем закоулкам части тела Яр и воссоединил их. И тогда Верховный Бог Ра повелел: быть свадьбе. Свадьба была назначена на 22 марта, и торжества должны были длиться ровно 15 дней и ночей. Об этом решении Верховного Бога Ра было сообщено всему народу.

Яр возвращается из подземного царства ожившая, здоровая и величественная в ночь на 22 марта. Люди на Земле от мала до велика, независимо от возраста должны достойно ее встретить, освещая ее дорогу факелами (шем). Наутро, когда Верховный Бог Ра медленно поднимается на небо с востока, рядом с ним торжественно восседает на золотой колеснице воскресшая лучезарная богиня Яр: она посылает свою живительную силу и энергию духа на Землю, и вся растительность и зелень вокруг оживает на глазах у изумленных людей.

Верховный Бог Ра решил не только устроить грандиозную свадьбу Алпана и Яр. Он изгнал коварную Ал паб из всех сфер небес. Молнии и огненные стрелы Алпана изгнали ее из этого мира: она то ли бросилась сама, то ли упала с края Земли в Большую Воду. Лишь Сед, злой и мрачный, как сама Ал паб, взял ее к себе.

С этого дня Ал паб и стала хищной обитательницей подземного мира, найдя себе прибежище у черных и злых сил подземелья. И все ж иногда тайком от Ра и Алпана она, крадучись, пробирается на поверхность Земли и предается своим грязным и черным делам, убивая невинных младенцев в чреве рожениц и самих рожениц, дабы они не могли родить для Алпана сына...

Миф о Яр - умирающей и воскресающей богине лезгинского пантеона - стал религиозно-идеологической базой одного из самых грандиозных и торжественных праздников лезгинского календаря - Ярансувар (праздник Яр). Этот уникальный праздник дошел до наших дней как яркий и единый по ритуалу для всех регионов обряд.

Фейруз Бадалов, писатель, журнал "Возрождение", 2000 г.
01.10.2013 814 0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
»»»
· Новое в библиотеках
· Новое на форумах
· Новое в комментариях
»»»
Виджет лезгинского языка:
образец справа, код здесь »»»
Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
© 2013-2017 · Alpania-MezО нас | Информеры | Контакты | СсылкиХостинг от uCoz