Ономастика Кавказской Албании
Ономастика Кавказской Албании – область малоизученная. В то же время аномастические представления играют немаловажную роль в формировании духовной культуры народа. Восстановление и сохранение старинных названий расширяют исторические знания народа и обогащают ее культуру.
О хорониме Албания-Алпан
В исторической литературе название страны «Алпан» встречается по-разному. Греки называли эту страну Алван, латиняне – Албана, армяне – Алванк, Агванк, Алуанк, Агуанк, грузины – Албана, Ран, Лек…, персы и арабы – Аран (Арран). Лезгины называют эту страну – «Алпан» или «Алупан». В русскоязычной исторической литературе утвердилось название «Албания». И все же о происхождении хоронима «Албания» и этнонима «албанцы» в историографии до сих пор нет ясного ответа, хотя существует ряд работ, посвященных этому вопросу. (А. Мнацаканян, Б. Улубабян, А. Акопян и др.).
Моисей Хоренский связывает «Алуанк» с армянским прилагательным «алу», прозвищем Сисака (по Хоренскому, Хайкида), легендарного предка населения Сюника, Утика и Арцаха, а «Аран» – с именем его потомка Арана (по Хоренскому, тоже Хайкида). Возможно, называние Сисака и Арана Хайкидами продиктовано личным желанием автора «Истории Армении» , связать род Сисака, предводителя Сюника, с прародителем армян Хайком. На самом же деле доказательство наличия подобного родства не имеет под собой никакой почвы. По Хоренскому, новый царь Армении Валаршак назначил наместником северо-восточного наместничества Великой Армении , лежащего на «великой реке Кур», Арана из рода Сисака, сына Гелама, внука Хайка, прародителя армян . (Хоренский, II, 8, с.113).
Кроме Сюника, Сисак получил во владение «поле Албанское с соседней горной областью, от реки Ерасх до крепости, которая называется Хнаракертом». Эта страна была названа благодаря Сисаку «Алуанком», потому что из-за мягкости характера его (Сисака) звали «алу/агъу» (арм. кроткий, мягкий). (Хоренский. Указ.соч.).
Похожую версию происхождения названия «Алуанк» приводит в своей «Истории Албании» Моисей Дасхуранви: «Из-за его [Арана] мягкого нрава страна эта была названа Алуанк, ибо из-за мягкого нрава звали его Алу». У Дасхуранви Аран представитель рода Сисака, одного из потомков Иафета и никак не связан с армянским прародителем Хайкидом. (Моисей Дасхуранви. История страны Алпан (в 3-х книгах) I, IV).
Вряд ли «мягкость характера» Сисака могла служить достаточно весомым аргументом для того, чтобы называть целую страну, известную на Кавказе своей воинственностью, «мягкой». В действительности же значение слова «алу» сохранилось в лезгинском языке. Ал /алу означает «красный», «алый», «огненный». Отсюда Алпан буквально означает «Огненный Пан». Интересно в этом отношении образование слова цIайлапан («молния») буквально означающее «огонь Алпана».
Автор «Истории Армении» Моисей Хоренский объясняет происхождение названий арм. «Алуанк» и иран. «Аран» следующим образом. «Алуанк» он связывает с армянским прилагательным «алу», прозвищем Сисака, легендарного предка населения Сюника, Утика и Арцаха, а «Аран» – с именем его потомка Арана . То есть страна была названа «Алуанком» из-за мягкости характера Сисака (арм. «алу/агъу» кроткий, мягкий). (Хоренский, II, 8, с.113).
Такое же объяснение находим и у Моисея Дасхуранви (во всяком случае, в переводе его «Истории…»): «Из-за его [Арана] мягкого нрава страна эта была названа Алуанк, ибо из-за мягкого нрава звали его Алу». (ИА, кн. I, гл. IV).
На самом же деле между алпанским /алупанским (лезгинским) алу «красный», «огненный» и армянским алу /агъу «кроткий», «мягкий» ничего общего нет. Алуван, Алван, Алупан, Алпан, Алугъан, Алгъван – различающееся в разных лезгинских языках и диалектах название страны «Огненного Пана», т.е. Алпана. С большей вероятностью можно предположить, что название «Албания» тесно связано с именем Верховного Бога Огня лезгин Алпана. Нельзя исключить также древнюю традицию использования имен богов в собственных именах: возможно, имя Алпана присоединялось и к именам царей (ср. египетские фараоны, объявляя себя сыновьями богов и богами на земле, присоединяли к своим именам имена богов: Ра-Мзес…). И в имени одного из первых царей Албании Алупа (Алу) отражается имя бога Алпана.
Таблица слов, образованных от корня «ал» в лезгинском языке:
Слово Значение
Ал красный, алый
Ала дорогой, драгоценный
Алван (бот.) вид весенних цветов на высокой ножке с лепестками в алых полосках
Алгъвандин гъверер подснежники (с алыми прожилками)
Алпан (Ал Пан) красный (алый, огненный) Пан
Алпандин цIай – цIай + Алпан + цIайлапан молния (букв., «Огонь Алпана»)
Алу алый, красный, красивый, огненный
Ала + гуьзли ала лезг. «красная», т.е. красивая» + гуьзли тюрк. «глаза»
Ала + баш ала лезг. «красная» + баш тюрк. «голова»
Таким образом, лингвистической основой хоронима Алпан /Албания послужило имя Верховного бога Огня – Алпана. Территория, где проживали народы, объединенные общей историей, родством духовной и материальной культуры, языковой близостью, стала называться «Алпан», «Алупан Чил», (Земля Алупа), «Алупан кIвал» (Дом Алупа, Албанский Дом).
Албания: Кавказская и Балканская
На исторической карте мы сталкиваемся с двумя Албаниями: Кавказской и Балканской. Какие же общие корни имели эти два государства?, эти два названия? И откуда же произошло название – Албания?
В дальнейшем к хорониму Албания, чтобы отличить ее от Албании Балканской, стали добавлять определитель «Кавказская». Кстати, эти два хоронима не простое совпадение, а имеют одно и то же происхождение. Любопытно, что балканские албанцы сохранили несколько слов-символов от своей первой родины: Алпан в названии страны – «Албания», название одной из своих древнейших столиц (ТIури) в наименовании своей столицы – Тирана, денежная единица лек напоминает название тотемного божества и этнонима одного из многочисленных народов Кавказской Албании Лек (Лекь).
Анализ терминов «Албания» и «албаны» в источниках IV в.до н.э. – X в.н.э. показывает, что в результате известных политико-административных изменений территориальное содержание их претерпевало несколько этапов эволюции, хотя этнически под термином «албаны» большинство авторов понимали население «царства Албании» от реки Арас до северной стены прохода Чула (совр. Дербент). Словом, это лезгинские народы (сохранившиеся и исчезнувшие). И сейчас леки-лезгины, табасаранцы, агулы, рутулы, цахуры, арчинцы, удины, хновцы, кимилы и др. проживают на своих хотя и очень уменьшившихся исконных землях.
Очевидно, все трансформации названия страны получены от первоначальной формы «Алупан». Это слово состоит из двух компонентов: алу + Пан («Алый пан»). Пан в лезгинском пантеоне является богом природных стихий, сыном бога Неба Цав и богини Палас (покровительницы скотоводов). Пан в лезгинской мифологии козлоподобный волосатый божок, с рогами и копытами. Когда что-то не получается, лезгины в досаде выкрикивают «панцI!», что означает «не получилось!» (возможно, надо понимать: «Пан помешал!», «Пан вмешался!» Деформация имени Пан в ПанцI (цI – суффикс брани или уменьшительно-ласкательного укора, выражающее недовольство Паном). Возможно, и этимоном слов «чабан» («чупан»), «пандур» («пандар») тоже послужило имя бога «Пан». Чупан означает «наш пан, наш пастух», а «Пандар» (пан+тар), возможно, обозначает «полученное от Пана» или «Пана дерево (палка)». (Нагиев Ф.Р, Нагиев Р.Ф. Названия лезгинских божеств /Лезги газет. Махачкала, 09.09.2003).
В названиях Биайнийа (Урарту), Баниййа, Албаниййа (Ал Баниййа) присутствует общий лексический компонент «бани», исходящий, очевидно, к более древним языкам и означающий «господь», «бог», «царь», «господин». Например, имя Ашурбанипала (Аш-Шур-Бани-Пал) означало «Аш-Шура (Ассирии) господин Пал». Отсюда можно заключить, что Ал-Баний-йа – Албания означает царство красного бога, т.е. Алого Пана – Алпана (лезг. ал «алый»). Отголоски имени бога Алпана – Алупана слышны в именах Аполлона и Апелюна – богов народов Древней Греции крито-минойских пеласгов и тирренских этрусков. Греки, завоевав древних греков – пелазгов, не только овладели их территорией, но и полностью присвоили их культуру, мифы, фольклор, пантеон богов и др. Имя бога Апелюна (то же др.греч. Аполлон) троянцы (тирренцы/этруски) перенесли и в Италию на гору Альбана.
Албаны Восточной Грузии
О названии Арран. Аран, Арран, Ран, Рани – так называли арабы Албанию (исламизированную ее часть).
Аран у лезгин ассоциируется с плоскостной территорией Лезгистана, в отличие от частей горной (кур) и предгорной (яркI). Существует также несколько названий в лезгинском языке, обозначающих равнину, плоскость. Это паласа и кал (не путать с кьал «груша», «грушевый сад»; «луг», «поляна»). Любопытно, что цахуры называют Алазанскую долину – Гал, аварцы ЦIор (ср.: лезг. чIур «развалины», «разрушившееся», «заросшее травой место», «полянка»).
Название Аран (Ран, Эран, Эрети) напоминает этнонимы эры, ары, арийцы. Прародителем эров /гьерни был Гьэрос (Эрос, Арас?). Возможно, название Эран/Аран изначально означало «Эра /Ара место, земля», «Эру /Ару принадлежащее» (-ан притяжательный суффикс). Область Эрети входила в албанский союз племен (Н. Марр, С. Джаншиа, С. Еремян, Г. Меликашвили и др.). Древние грузины не разделяли «ранов» и «эров», воспринимая их этническое общеалбанское родство. (Мусхелишвили Д.Л. Из исторической географии Восточной Грузии (Шаки и Гогарена). Тбилиси, 1982. С. 41-42). Мы уже упоминали, что в Грузии встречается немало албанских ономастических терминов. Название реки Алазань по-цахурски Дур, а по аварски Рахъад. «Эти этнотопонимы, обнаруживающие древний этнический пласт, следуя топонимической закономерности их возникновения, могут засвидетельствовать о полиэтническом характере этой зоны. Вместе с тем, они показывают сложность происходивших здесь этнических процессов, усугубленных впоследствии усилившимся влиянием тюркского компонента». (Гаджиев М. Указ.соч. С.22-23). По мнению академика И.А. Джавахишвили, сделанного им на основании топонимических данных, восточные провинции восточной Грузии некогда были заселены чеченскими и дагестанскими племенами. (Джавахишвили И.А. Основные историко-этнологические проблемы истории Грузии, Кавказа и Ближнего Востока древнейшей эпохи //ВДИ.1939. № 4. С.46). По М. Гаджиеву, на общедагестанскую структуру этих топонимов указывает характерное «наличие топонимообразующего локативного форманта – аффикса -х, -хъ, -хъ (-ах, -ахи, -ух, -уха, -ех, -их, -ох, -хи, -хе, -хо), сопоставляемого с таковыми хуррито-урартским». (Гаджиев М. Указ.соч. С.22-23).
В цахурском названии Алазани А.М. Асланов предлагал видеть наличие в морфеме д классного показателя IV класса, в который входит и слово «вода», а в компоненте -ур обозначение «вода». (Асланов А.М. Из топонимии Алазани //Ономастика Кавказа. Махачкала, 1976. С.52). Мы полагаем, что происхождение этимона -ур в значении «вода» связано с языками лезгинской группы, где слово ур /уьр /вир обозначает 1) озеро, 2) водоем, 3) вода (ср. Мингечаур /Мингечавир – озеро Мингеча). Следует также оговориться, что ур может выступать в слове и как краткая деепричастная форма авур – (ав)ур «сделанный», «сооруженный», «возведенный» от глагола авун (в неопр.форме) . Очевидно, здесь можно предположить наличие семантической близости слов уьр и эр. Любопытно вспомнить известное на горе Гъуцаркур (Гора Богов; ныне Шалбуздаг) святое место Эренлар, что означает «озера (принадлежащий озеру) склон». Кроме того, слово уьрел+атун /эрел+атун (букв.: «приходить к воде») в лезгинском языке означает «возрождаться», «возрождение». В этой связи думается, уместно сравнить и следующие названия древних городов и государств Передней Азии: Ур, Урук, Урарту (в селении Микрах есть поле с названием Урун тул букв. «озерная поляна» (т здесь непридыхательное) и местечко Урар «озера».
Продвижение эриахов в сер. I тыс. до н.э. на территорию Восточной Грузии и будущей Эрети находит и археологическое подтверждение. (Рамишвили Р.М. Материалы к истории Картлийского царства во второй половине первого тысячелетия до н.э. (Камарахевский могильник). Автореф.дис…канд.ист.наук. Тбилиси, 1960). М.С. Гаджиев резонно связывает это с «падением Ассирии в конце VII в. до н.э. и Урарту в нач. VI в. до н.э. под ударами Мидии и Вавилонии и вызванными этими значительными в истории древнего Переднего Востока событиями, передвижениями различных племен и народов (переднеазиатских и закавказских скифов, древнеармянских, древнегрузинских, хуррито-урартских племен и др.) и изменением этнополитической карты региона». (Гаджиев 1998, 25). В движении народов, вызванном бурными военно-политическими событиями конца VII- нач. VI в. до н.э., были вовлечены и предки некоторых кавказских народов. Значительная часть скифов через Кавказ возвращается в места своего обитания. На земли распавшего Урарту продвигаются древнеармянские племена. В северном направлении переселяется ряд хуррито-урартских племен, в частности эриахи-эры.
К середине I тысячелетия до н.э. в Дагестане распространяется обряд захоронения в грунтовых могилах, что связывают с южным влиянием. В источниках имеются сведения о походах вавилонян и мидийцев в 609 г. до н.э. (под началом Набопаласара) на Урарту и в 606 г. до н.э. (уже во главе его сын Навуходоносор) на некую область в Урарту под названием «Дом Ханунии». Эту область исследователи помещают в районе современного Эрзерума. Здесь же локализуется и «страна Диаухи» урартских надписей.
О происхождении слов «наhанг» (провинция) и «гавар» (область).
Слово наhанг в значении «провинция», на наш взгляд, происходит от лезгинского наха «богатый землевладелец», «помещик».
Гавар «область» на лезгинском языке означает «быки», «крупный рогатый скот», «стадо крупного рогатого скота, быков».
Видимо, количество крупного рогатого скота служило показателем богатства и благосостояние его хозяина. Изначально словом гавар, возможно, называли место, где много скота. Таким образом, под гаваром понималась самодостаточная территория, имеющая необходимые для жизни условия, образованная проживающим на ней родо-племенным обществом и управляемая выдвинувшимся своим богатством вождем. Слово гав «горный бык»/«дикий бык» встречается также в лезгинских словах Гавдишан (название ровного поля около села Имамкулидхур), гавушта «охота на туров, на горных быков», жунгав «бычок», гавбан «пастух», гаванцI «помет крупного рогатого скота», гавучIунар «бой с быком» или «борьба». Любопытно знать, что индийское выражение гавишта «поход для угона, умыкания скота» напоминает лезгинские слова гав «бык», «корова» и ишт! (пошел!) – покрикивание на скотину при погоне. Учитывая то, что лекские племена контактировали с южными народами еще до проникновения иранских-аланских племен в Переднюю Азию, слово гав могло перейти в персидский язык посредством лезгинского языка.
Названия провинций (наhангов) и областей (гаваров) Алпана в большинстве своем образованы от названий тотемных богов, от пришельцев, от профессий, от географического месторасполжения и прочих характеристик. Вот названия некоторых из них: Алазун («Я владею», исторические Амазония в бассейне Алазани и Иори), Арцах (Арс+ах «земля воинов»), Гаргар, Кас (от профессии-кеспи кольчужников), Кардман («Гнездо сокола»), Ках /КIах (Кахетии, от названия чины), Кукарк /КIукIарк (Гугарк, Гогарена; «Верхние ары»), Лек /Лекь («Орел»), Лпин (от названия Алпании – Лпин, Лупения), Мушкур (Маскут, от названия иранского племени массагетов), Сак (Сакасена, от названия племени саков), Чула («В пояске»), Ширван /Шарраван («Домен царя»), Шакку /Шакашена (Шеки; от названия племени шаков), Ути, Цавдея, Цицак /ЦицIек (Сисак, Сюник, Сюни; от тотемного названия «Кузнечик»), Эр (Эрети), Эчери /ЭчIер (Эджери; «Боковой, крайний»)...
Названия некоторых городов, крепостей и поселений Алпана: Алпан /Албана (Пакул; совр. Баку), АрхитI «главный» (напоминает древнегреческое архонт «глава», архи «древний»; лезгинское арха «родственная сила, опора»), Ахцах «земля цахов» («земля цахов», ах лезг. «земля», «родина», цахи – название одного из лезгинских племен; ныне село Ахцах /Ахты), Варташан (ныне Огуз), Ганзах (совр. Гянджа), Гил (Гили), Гияр, Гундузкеле /ГуьндуьзкIеле («Игла-крепость»), Капалак/ Кьвепелек («На двух холмах»; совр. Кабала/Габала в Азербайджане), Касах («земля, поселение касов»; совр. Газах), Куткашен /Кьудхашан («четырехкрестовый»), Кард («Сокол»), Кашанхур /Хашанхур («крещеное село» или «село, где хранился крест»), Квар, Квардал, Кил /Хьил («лучники»), Ксар /КцIар (связано с этнонимом «кас»; ныне город Кусары /Ксар), Кра /Кран («Укрепленный, неприступный»), Терсепул («Непокорный город» ; ныне название местечка в Касумкентском районе), Легер /Лгар (связано с этнонимом «леги»), Микрах («земля миков», созвучно с названиями Микены, степи Муган /Микан в Азербайджане), Нор-Гетик /Нур-Гъетик («под лучом звезды»), Партав /ПартIав («союз», одна из столиц Алпана, ныне город Барда), Телейба, Тейшеба, Тури /ТIури («закрытый», «защищенный»; созвучно названиям древнегреческого города Троя и города Тирана, столицы Балканской Албании), Фий /Фияр (по звучанию напоминает древнегреческий полис Фивы), Фриг /Фиригъ, возможно, первоначально было этническим названием (а не связано ли оно с малоазийским государством Фригией, союзницей Трои, принявшей после падения последней ее материальную и духовную культуру?), Халхал /Хъалхъал («в броне», зимняя резиденция алпанских царей), Хачмаз (Хашмас «цена креста»), Хенжел («кинжал»), Хив /Хев «загривок», «воротник», Цнал 1) Синал «на гребне» или 2) Цанал «на пахоте», Чула /ЧIула (другие названия: Чола, Цал, Вар, Кьвевар – Дербент; северная столица Алпана), Цур /ЧIур («крепость»; другие названия – Дзор, Чор, Чора, ТIур.., город находился ок.соврем. Белиджи), Шарракун («резиденция царя»), Шакку (связано с названием племени саков-шаков; ныне гор. Шеки), Яргун («огненная /крепость»).
Нагиев Ф.Р
Директор НИИ албанистики, доктор филологических наук
201124.02.2013 | 1464 | 1 |
|