Вход | Регистрация
  Алпанские языки Лезгинский Табасаранский Агульский Рутульский Цахурский Крызский Будухский Арчинский Удинский Хиналугский  
Главная » Статьи » История
История зарождения христианства в Закавказье

Кавказ является колыбелью древних цивилизаций, созданных его автохтонными народами. Одними из народов Кавказа и Закавказья, создавших свою уникальную культуру являются народности лезгинской группы языков. Упоминания о различных лезгинских племенах встречается в сочинениях античных и раннесредневековых авторов (ваны, асы, гелы /гилы, леги /лики/леки, утии /кутии, пелазги, руты, лацы, троянцы /тирренцы, арсы, гаргары…). После падения царства Урартского, поклоняющиеся богу Огня Алпану лезгиноязычные народы в V-IV вв. до н.э. создали государство Алпан (Кавказскую Албанию), простирающуюся от реки Арас до прохода Чула.

На землю Алпана (Албании) приходило множество религий: лунизм (лунепоклонство), раизм (солнцепоклонство), алпанизм (поклонение Небесному огню), христианство, иудаизм, мусульманство. В 43 г. Святой Апостол Елише принес в Албанию религию Христа. Он проповедовал в Чула, Маскуте, Лпине, и построил церковь в местечке Киш, одна из самых ранних во всем христианском мире церквей. Так появилась самая древняя на Кавказе Албанская Апостольская Церковь.

Естественно, христианство не могло приниматься одновременно всем населением, оно распространялось с севера на юг. (По Дасхуранви «первой просветилась северо-восточная часть Алпана»). И первыми христианство принимали население Северной Албании – Лпинка, Чула и Маскута (албаны, находившиеся на захваченной маскутами части Алпана и некоторая часть маскутов).

В истории христианства Албании наблюдается два периода – апостольский и просветительский. Апостольский или начальный период распространения христианства связан с именами трех святых апостолов: Варфоломея, Фаддея, а также его ученика Елише. В этот период Албанская Церковь была связана с Иерусалимской Церковью и его условно можно называть и Иерусалимским периодом.

Второй период распространения христианства Алпане-Албании в связан с именем Григория Просветителя и албанского царя Урнайра. Просветительский период больше характерен для Южной Албании. В этот период прекращаются гонения на христиан и устраняются основные препятствия к развитию христианства: она становится государственной религией Рима и Византии (и потому его именуют римско-византийским периодом). И поэтому наступают благоприятные условия в широком распространении учения Христа, в том числе и в Закавказье и на Кавказе – в Албании, Армении и Иберии. Этот период характеризуется большей самостоятельностью Алпана-Албании. Отдаленность от Рима и Ирана, а также важное геостратегическое положение (огромная территория с благополучными естественными и климатическими условиями, владение закрытым северным проходом, надежные западные и восточные границы, ограниченные горами и морем) давали Алпану особый независимый статус. Поэтому Албанская Церковь, в отличие от Армянской и Иберской, меньше зависела от Византии и продолжала свои связи с Иерусалимской Церковью.

Алпанская Церковь приступает к широкой миссионерской деятельности. Идет строительство церквей, молельных домов, создаются монастыри. Этот период продолжается до Алпанского (Алуанского, Алуэнского) Собора, связанного с деятельностью Вачагана Благочестивого. В дальнейшем Алпанская Церковь становится на путь самостоятельного этнического развития. Строятся школы, церкви и храмы, стремительно развивается письменность, пишутся церковные и исторические сочинения, появляется местная письменная историческая и церковная традиция.

О святом апостоле Варфоломее

Начальный период распространения христианства в Кавказской Албании связан с деятельностью святых апостолов Варфоломея и Фаддея, а также ученика апостола Фаддея – святого Елише. По церковному преданию Южный Кавказ посетили с проповедью пять святых апостолов: четыре из числа двенадцати – Андрей, Матфий, Варфоломей, Иуда Фаддей и один от семидесяти – Фаддей. Апостол Варфоломей (один из двенадцати), согласно церковному преданию, проповедовал христианство в Албании – Алпане.

В Священном Писании о жизни апостола Варфоломея сведений почти нет. От евангелиста Иоанна Богослова известно о некоем Нафанаиле родом из галилейского города Канны (церковное предание отождествляет его с Варфоломеем). Возможно, до своего патронимического имени Варфоломей носил арамейское имя Нафанаил (полное имя – Натанаэл бар Толами). Согласно апокрифическим «Деяниям апостола Фомы», Варфоломей был среди одиннадцати апостолов, бросивших жребий и получивших каждый свой удел для миссионерской проповеди. Он проповедовал в Малой Азии, Месопотамии, Парфии (Персии) и Индии («Мученичество апостола Варфоломея»), под которой одни авторы подразумевали Эфиопию (Руфин Аквилейский, Сократ Схоластик), а другие – Аравию Счастливую.

Апостол Варфоломей, согласно Житию, после проповеди Евангелия от Матфея в Индии направился в Албанию . Известно, что с древности между Индией и Алпаном – Албанией, связанными Великим шелковым путем, были установлены тесные культурные и торговые связи. Этим же путем шел духовный и религиозный обмен, следствием которого стало распространение в этих странах религии огнепоклонства. Большинство средневековых историков (Бируни, Балазури, Казвини, Якут аль-Хамави и др.) со ссылкой на поздние зороастрийские источники считали, что зороастризм возник именно на территории Средней части Алпана в районе города Алпан (в источниках – Албана), названного в честь бога огня (современный г. Баку). Огнепоклонство в Албании было связано с именем бога огня Алпана, а не с Заратуштрой или Ахура-Маздой. С Кавказа вера в бога огня Алпана жрецы-маги (лезг. mah) в несколько измененной форме (как учение Зороастра) постепенно распространили в Индию, откуда персидские цари династии Ахеминидов перенесли и в Иран (поклонение верховному божеству Ахура-Мазде). Поэтому огнепоклонство в Алпане, Индии и Иране несколько отличалось. Выходящая наружу и скапливающаяся в ямах нефть, а также газы постоянно горели, отчего паломники называли древнюю Албанию «Страной Огня».

«Во многих апшеронских поселениях, несомненно, горели «вечные» огни на местах выхода газов. Горели эти огни у подножия холмов по берегам Каспия, а крупное поселение, возникшее вокруг одной из группы огней, разрослось в город-крепость Баку (Алпан – Ф.Н.) – огненную столицу священных огней. Этот город был культовым центром Кавказской Албании».

В городе Алпан (Албана) было множество почитаемых зороастрийских храмов, молелен и капищ. К этим храмам и направлялись караванные пути из Индии, Ирана, Армении. В кожаных мешках они перевозили нефть.

Возможно, таким маршрутом воспользовался проповедник христианства в Индии святой Варфоломей, который мог слышать рассказы паломников о «Стране Огня».

Сисакский (сюникский) историк XIII века Степаннос Орбели сообщает, что миссионерская деятельность апостола Варфоломея теснейшим образом связана с албанской областью Сюником (Сисак, алб. ЦицIек): «Прежде всего, было необходимо и очень полезно показать то, что раньше, чем население Армении, эти (сисакцы) явились первыми верующими и через святого апостола Варфоломея подчинились учению святого Евангелия, о чем уместно здесь рассказать. Когда Варфоломей возвратился из Персии, прошел через Атрапатакан, пришел со своими учениками и, пройдя через реку Аракс (Арас), вступил в пределы Сисакана и приступил к проповеди в селе Ордубад, в области Аревик, в доме (владении) Багка и в Гохтане, которые, приняв евангельскую проповедь, просветились крещением в купели посредством святого апостола Варфоломея. А святой апостол построил церковь в Гохтане». Здесь, в Гохтане, по свидетельству историка, апостол Варфоломей рукоположил в епископы одного из своих учеников по имени Кумси.

Царство (княжество) Сисак в определенные периоды зависел то от Албании, то от Атропатены (особенно после раздела Армении в 387 г.), а временами бывал самостоятельным. Эта область этнически, культурно и политически была в большей мере связана именно с Албанией, нежели с Арменией. В I-II веках н.э. по свидетельству Моисея Хоренского, а также Степанноса Орбели и Моисея Дасхуранви, область Сисакан, Гохтан и Нахичевань, расположенные на левом берегу реки Аракс, входили в состав Алпана – Албании. К.В. Тревер допускает, что в первое объединение албанских племен Сюник мог не входить, а выступать как самостоятельное царство. Вероятно, так было и в период, когда там проповедовал апостол Варфоломей.

Святитель Димитрий Ростовский (XVIII век) в подробностях описывает благовестнические труды апостола Варфоломея, который, совершая многочисленные чудеса и знамения, исцеляя больных и изгоняя нечистых духов из одержимых ими, множество людей обратил в веру Христа. Он рассказывает, что апостолом была исцелена бесноватая дочь правителя Албанской страны Полимия, после чего последний вместе со всем своим Домом (Домом в Албании называлась и страна) принимает святое крещение. Святитель Димитрий описывает события, происходящие в это время в Албании, как обращение страны в христианскую веру: «Ибо до десяти городов и больше приняли тогда по примеру царя, святое крещение». (Свят. Димитрий Ростовский. Жития святых. Козельск, 1992. Кн. Х (июнь), С. 208).

Отсутствие сведений об источниках святителя Димитрия и обстоятельствах проповеди Апостола в Албании наталкивает на мысль, что, вероятно, автор пользовался услышанными древними сообщениями и сказаниями об апостоле Варфоломее. И о царе Албании с именем Полимий в исторической литературе сведений нет.

Согласно армянским источникам события развивались в правление армянского царя Санатрука в 64-68 годы. (См. Галан Климент. Церковная и политическая история Армении. Coloniae, 1686. Ч. 1, С. 1-7). Но указание армянских источников на синхронность проповеди апостола Варфоломея с правлением в Армении Санатрука не совсем правдоподобно. Согласно исторических данных в Армении были два царя по имени Санатрук, и оба царствовали во II в н.э. (иер. Алексий (Никоноров). История христианства в Кавказской Албании. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. богословия. Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра, 2004).

Хотя имена первых албанских царей вплоть до начала IV века остаются неизвестными (См. Исмаилов Э.Э. Правители Азербайджана. Баку, 1998. С. 6-7), но исходя из того, что событие обращения в христианство правителя со всем его Домом и приближенными осталось незамеченным историческими источниками, следует предположить, что Полимий мог быть одним из князей какой-либо области Албании. (См. Митр. Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. М., 1994. Кн. I, С.284; Цит. по: иер. Алексий (Никоноров). История христианства в Кавказской Албании. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. богословия. Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра, 2004).

Согласно некоторым армянским преданиям, апостол Варфоломей после Индии просвещал Персию и Армению. И в Армении апостол Варфоломей на Арташатском холме якобы встретился с апостолом Иудой Фаддеем перед самой его мученической смертью, а после направился в Албанию.

Свидетельства древних авторов о проповеди апостола Варфоломея в Албании приводит митрополит Московский Макарий (Булгаков) в своей Истории Русской Церкви. (См. Митр. Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. М., 1994. Кн. I, С.284).

О мученической смерти апостола Варфоломея свидетельствуют древние и раннесредневековые авторы Ипполит Портуенский (ок. 222 г.), Дорофей (307-322 г.г.), Софроний Кипрский (390 г.), Никита Пафлогонянин (ок.873 г.), Экумения (Х в.). Все они говорят, что Варфоломей, после проповеди индийцам и изложения им написанного Матфеем Евангелия, был распят вниз головой в Албане (варианты: Карбанополе, Албанополе, Урбанополе).

Святитель Софроний Кипрский также сообщает, что «в Грузию пришли апостолы Андрей первозванный и Симон Кананит. Они проповедовали Христову веру в Имеретии, Колхиде, а апостол Варфоломей – в Албании». (Софроний, еп. Кипрский. Сочинения. Тифлис, 1911. С. 397.30).

Древние авторы, не имея реального представления о политической географии описываемого ими региона, ошибочно называют город Алпан (Албану) «городом Великой Армении». Есть и другие версии локализации города Алпан: в провинции Западный Азербайджан (ныне Иран), где в XIV веке был построен монастырь Сурб Барфоломеос, в провинции Понт г. Никополь и др. (См. Православная Энциклопедия. Т.6. М., 2003. с.707).

Именно по причине своей неосведомленности в политической географии Кавказа, эти авторы под Арменией часто подразумевали Кавказский регион вообще. Примечательно в этом ключе описание Закавказья Захарием Митиленским, который в своей «Хронике» Гурзан (Грузию), Арран (Албанию), Сисган (Сисакан, Сюник) включает в состав Армении: «…в этой северной стороне есть верующие пять народов с их двадцатью четырьмя епископами. Их католикос находится в Двине, большом городе Персидской Армении… Гурзан также земля в Армении, с языком подобно греческому; у них есть царек христианский, подвластный царю Персии. Аран также земля, в той же земле Армении, со своим языком, с народом верующим и крещенным, у них есть царек, подчиненный персидскому царю. Сисган также земля, в той же земле Армении, со своим языком…». (См. Пигулевская Н.В. Сирийский источники по истории народов СССР. М.,Л., 1941. с.165; Захарий Митиленский. Хроника. Кн. XII, гл.VII).

Следует вспомнить, что в результате своей экспансионистской политики Армения, которая во времена Геродота занимала лишь западную часть Армянского плато, получила возможность создать свою государственность на весьма недолгий исторический срок. Во II-I веках до н.э. была создана так называемая «Великая Армения» или «империя Тиграна II», которая реально просуществовала всего 126 лет (с 186 по 60 г. до н.э.). Причем завоевания Тиграна II вообще не коснулись албанских земель.

В Житии святых святителя Димитрия Ростовского о мученической кончине апостола Варфоломея сообщается: «…идольские жрецы вознегодовали на святого апостола, тяжко печалясь о том, что боги их уничтожались, идолослужение исчезало, и капища их, откуда они получали пропитание, приходили в запустение. Приступив к брату царя – Астиагу, они научили его погубить Варфоломея и отомстить ему за обиды их богов. Тот же, улучив удобное время, схватил святого апостола и в городе Альбане распял его на кресте головою вниз». (Софроний, еп. Кипрский. Сочинения. Тифлис, 1911. С. 397.30).

В Житии город Альбан верно отождествляется с нынешнем Баку. Местное церковное предание указывает и место мученической кончины апостола Варфоломея у подножия Девичьей башни на территории старого города «Ичери Шехер», где согласно историческим сведениям на фундаментах языческого храма Арта была сооружена христианская церковь.

Город Алпан (Албана) являлся религиозным центром Алпана – Албании, культовым городом, населенным жрецами-магами. И поэтому символично, что апостола Варфоломея, чудотворца и проповедника нового учения, для казни привозят именно в свой религиозный центр, где на ступенях капища священного огня Алпан распяли (в 68-71 гг.) святого страдальца.

О зарождении христианства в Закавказье и на Кавказе

Согласно древнему преданию и сообщению историков приблизительно в той же восточной части будущего Албанского марзпанства, где благовествовал апостол Елише, «проповедовал и другой ученик апостола Фаддея, Дади, над могилой которого во второй половине I века был основан монастырь Дадиванк» . (Православная Энциклопедия. М., 2001. Т.I, С.458).

Как мы уже упоминали, первый, так называемый апостольский период распространения христианства в Албании, связан с именами апостола Варфоломея и ученика (или учеников) апостола Фаддея – Елише (некоторые отождествляют Дади с Елише или даже с самим Фаддеем). Этот период исследователи-албанисты также условно называют сирофильским, когда христианство проповедовалось на сирийском языке как апостолами, их учениками, так и сирийскими миссионерами. «Торговые пути уводили сирийцев далеко от Месопотамии, из Ирана в страны Кавказа – Грузию, Албанию. Совершая торговые операции, сирийцы становились проводниками новых веяний, содействовали распространению христианского учения» (Мамедова Ф. Христианство Кавказской Албании. Баку, 2003. С.5).

Моисей Дасхуранви сохранил данные, позволяющие судить о деятельности в Албании сирийских монахов, а также о наличии надписей на христианских реликвиях на сирийском языке. (Моисей Каганкатваци. История агван. С-Пб., 1861. кн.I, гл.14; кн.II, гл.29-30).

Таким образом, условия для раннего распространения христианства в Грузии, Армении и Кавказской Албании были абсолютно идентичны. Раннее распространение христианства на Кавказе связано, в частности, с наличием еврейской диаспоры, появившейся здесь еще в VI-V веках до н.э.

Из приведенных фактов проповеди на территории Кавказской Албании апостола Варфоломея и святого Елише, именуемого древними авторами «Апостолом Албании», становится очевидным, что Албанская Церковь изначально была апостольской. Уже во второй половине I века святой Елише возглавил христианскую общину в Кавказской Албании. Ее появление знаменовалось верой в пришедшего Мессию – Христа, стремлением отделиться от иудаизма и стать универсальной религией без всяких этнических и государственных ограничений. Универсализм христианства обеспечивал успех его миссии у народов Кавказа: это была уже не замкнутая религия избранного Богом народа. Наступило время Нового Завета.

Предпосылки зарождения христианства в Албании – Алпане

Таким образом, первыми в Закавказье и на Кавказе христианство приняли народы северной части Алпана от святого апостола Варфоломея (Сюник, Гохтан...) и святого апостола Елише (в 43 г. на левобережье реки Кур – Чуле, Маскуте и Лпинке). В местечке Киш Елише устроил первую церковь, прочитал проповедь и принес бескровную жертву. (Моисей Каланкатуйк, ИА, I, 6). С этого времени поселение Киш становится колыбелью христианства в Закавказье и на Кавказе, где христианство родилось на 272 года раньше Армении. Правобережье реки Кур (Южная Албания / Алпан) в I веке была под политическим влиянием Рима и его союзницы Армении. Поэтому проведение проповеднической деятельности в этой части, тем более после убийства апостола Фаддея армянским царем Санатруком, не представлялось возможным. Армения, как верный вассал Рима, преследовала христианских миссионеров. По этой причине больше условий для развития духовных потребностей, возникновения письменности и рукописной культуры сложилось на Левобережье Кура.

Предпосылками зарождения христианства в Албании – Алпане, на наш взгляд, явились некоторые объективные и субъективные факторы.

Полиэтническая среда и общинный тип социального уклада, а также наличие разнообразных языческих верований в течение многих веков выработали у населения терпимость к языку и культуре, верованиям и обычаям, образу жизни и образу мышления других людей, как живущих с ними бок о бок, так и приходящих чужаков. Албаны высоко ценили волю и свободу и сами не посягали на свободу других. Общины (шаррства, гавары) тридцати этносов, входившие в единую страну на правах конфедераций, имели свое внутреннее, а часто и внешнее автономное управление. Терпимость друг к другу, верность слову и высокая планка чести и справедливости, взаимовыручка в беде и другие взращенные и выпестованные веками качества составляли так называемый неписанный кодекс чести, кодекс поведения горца.

Отдаленность от великих держав – языческого Рима (Византии) и зороастрийской Персии позволяло Албании, в отличие от Армении и Иберии, вести самостоятельную внутреннюю, а в некоторой степени и внешнюю политику. Владение проходом Чула (Дербент) и обширными землями от прохода до реки Арас делало подчиненность Албании от великих держав номинальным. Ибо безопасность Ирана и Византии в немалой степени зависело и от Северных Ворот, через которые могли просочиться кочевники (аланы, сарматы, гунны...), а Албания могла привлекать их в борьбе против персов и римлян. Как известно, «политика персидских (парфянских) Аршакидов по отношению к подвластным странам Закавказья не была ровной и стабильной. Степень зависимости подчиненных царств от центрального правительства аршакидской Персии была различной в разных царствах и в разное время». (Дьяконов М.М. Очерк по истории древнего Ирана. М., 1961, С.195).

Ряд исследователей справедливо указывает на то, что раннее распространение христианства на Кавказе, и в частности в Кавказской Албании, связано с наличием здесь еврейской диаспоры. (Еп. Кассиан (Безобразов). Христос и первое христианское поколение. М., 2001. С.188). Еврейские общины, жившие в Албании всегда поддерживали свою духовную связь с Иерусалимом и евреями Ближнего Востока и Передней Азии, откуда они переносили в Албанию элементы новой духовной культуры.

Первые еврейские переселенцы появились на Кавказе еще в VI-V веках до н.э. в эпоху вавилонского пленения. Когда после взятия Вавилона в 536 г. до н.э. персидский царь Кир дал евреям волю, часть из них вернулась на родину, а часть осталась при Кире и со временем перешла на персидский язык. С целью изменения демографии в подвластных землях и укрепления своих позиций Персия направляла на Кавказ значительные группы населения, среди которых было и немало евреев. В основном персидские переселенцы осели у подножия проходов на Большой Кавказ, в частности, в Маджалисе, Дербенте, Мамраше, Кубе, Шемахе, Шеки, Кахе, Жиныхе. В этих местах до наших дней остались еврейские могилы с древними письменами.

На рубеже 2-й половины I в., в связи с началом римской экспансии Палестины и взятия Иерусалима в 70-м году, миграционные процессы усилились, и приток евреев в Кавказскую Албанию увеличился. Любопытно напомнить, что в XIX в. наибольшее число евреев на Кавказе проживало именно на бывшей территории Албании (в восточной части Грузии, Южном Дагестане и Северном Азербайджане). Современные иудеи и таты на этой территории являются потомками древних евреев, переселившихся на Кавказ еще при Ахеменидах и принадлежат к коленам Иуды, Левия и частично Вениамина. (См. Беккер Моисей. Евреи Азербайджана: история и современность. Баку, 2000. С.16).

Миграции евреев на Кавказ способствовало отсутствие дискриминации, доброжелательство и терпимость местных племен и народов друг к другу, у которых эти качества были заложены с молоком матери и были нормой совместного проживания.

Христианские общины в Албании возникли задолго до становления христианства государственной религией. В начале первых веков в Албанию прибывают назареи – христианские миссионеры, апостолы, ученики апостолов из Иерусалима и Сирии. Они создают первые христианские общины на территории Албании. Первые христиане были иудеями и назывались назареями. Позже, когда евреи отошли от христианства и ушли в иудаизм, в Антиохи и Сирии возникло название «христиане» – приверженцы Христа. Назарейская традиция почитала Христа не как сына Бога, а как справедливого, праведного человека, воспринявшем при крещении божественную Силу – Дух Святой. Считается, что назарейство просуществовало до IV в. (Тальберг Н. История христианской церкви, с.55; Услар П. Начало христианства в Закавазье и на Кавказе. – Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1869, вып.II, с.4-6; Мамедова Фарида. Из истории христианства на Кавказской Албании, с.11-12; Беккер Моисей. Евреи Азербайджана: история и современность. Баку, 2000, с.16).

В дальнейшем эта традиция переосмысливается до придания Иисусу божественного предназначения не крещением, а самим рождением.

В начальный период своего развития в Закавказье и на Кавказе христианство не встречало на своем пути особого противостояния со стороны населения и правителей многочисленных царств и княжеств, исповедовавших разные языческие религии. Парфия и Византия, занятые своей экспансионистской политикой и внутренними противоречиями, вначале мало обращало внимание на зарождающее новое учение, пропагандирующее любовь и смирение, обещая за это рай после смерти. Поэтому в начальный период своего становления христианство распространялась быстро «и в период парфянского владычества сделало крупные успехи на Востоке, но с возвышением Сасанидской династии в Персии, благодаря их враждебной политике, результаты двух веков свелись на нет». (Адонц Н. Армения в эпоху Юстиниана. Ереван, 1971. С.346).

Но все же, хотя распространять учение Христа первым проповедникам приходилось в тяжелых испытаниях и ценой жизни, их труды оказались урожайными. Подобно первым землепашцам, возделывали они души непосвященных и грешных и сеяли семена божественного слова. Именно из семян их проповеди выросла и уже две тысячи лет урожайно колосится нива христианской духовности.

Время зарождения христианства в этом регионе характеризуется взаимодействием на исторической арене двух языческих империй: политеистического Рима и зороастрийской Персии. В Восточном Риме – Византии, в Иерусалиме, Сирии начали складываться первые христианские общины.

Несмотря на жестокое преследование, учение Христа развивалось быстро. Первые христианские миссионеры приносили новое учение во все пределы мира, в том числе и на Кавказ. Персия, являясь главным противником Рима, в первые века терпимо относилась к христианству. Кавказская Албания (Алпан) с его конфедеративными царствами находилась под зависимостью Персии, хотя в разные исторические эпохи эта зависимость оставалась номинальной. Армения и Иверия, находившиеся под протекторатом Рима, вместе с Хазарией выступали проводниками политики римской империи на Кавказе и Закавказье. Здесь, в том числе в Иверии, Алпане и Армении были распространены различные языческие культы, верования и религии.

В разные периоды исторического развития алпанцы исповедовали разные религии, в том числе раизм (поклонение Солнцу – Ра) и лунизм (поклонение Луне: Селена, Мен, Варз). На рубеже зарождения Алпанского государства (не позднее IV века до н.э.) здесь возродился культ верховного бога Алпана (откуда происходит и название страны «Алпан», «Алупан». (Ал+Пан означает «Красный или Огненный Пан»). Как известно, еще древние греки – пелазги и этруски поклонялись богу Огня Апелюну (возможно, отсюда и греческий Аполлон).

В начале I в. (примерно около 41-42 г.) первые христианские просветители святые апостолы Фаддей и Варфоломей со своей свитой вышли из Иерусалима и посетили Армению. Апостолы Варфоломей и Фаддей проповедовали не только в Малой Азии, где находилась и Армения, но и на Кавказе – в Кавказской Албании. Прибыв в Армению в область Артаз, апостол Фаддей и пять его учеников были замучены и убиты армянским царем Санатруком, прозванным историком Фавстосом Бузандом апостолоубийцей. Один из учеников Фаддея Елишай, чудом спасшийся от расправы, возвращается в Иерусалим и рассказывает о мученической смерти своего учителя. В Иерусалиме Елишай рукополагается патриархом Иаковым в апостолы и получает для просвещения удел Восток. Из Иерусалима в Алпан он идет через Персию, избегая Армении. Апостол Елишай начинает проповедовать в области Маскут (ныне Мушкур) и в городе Чола (ЧIула, т.е. «в поясе (стены)»). После в населенном пункте Киш (по-лезгински, «храм», «собор») на фундаменте старинного храма Луны Елишай построил первую христианскую церковь. С этого времени Киш становится духовной столицей всего Кавказа и Закавказья. Это событие отражено в «Истории страны албан» Моисея Дасхуранви: «Был сорок третий год греческого летосчисления, когда просветился Алуанк, приняв христианскую веру, на двести семьдесят лет раньше просвещения Армении».

Принятие христианства в качестве государственной религии Арменией связано с именем царя Тиридата III (правил в 298-330 гг.) и парфянина Григория Просветителя. Тиридат взошел на трон после заключению Нисибинского мирного договора между Римом и Ираном (298 г.), по которому Армения была возвращена в сферу интересов Рима.

Римский император Диоклетиан (правил в 284-305 гг.) в 303-304 гг. начинает крупные антихристианские акции, получившие название «Великие гонения». Им было издано четыре эдикта, направленных против христиан. По примеру своего сюзерена Тиридат III также проводил гонения на христиан. Сразу же по прибытии в Армению в 298 году Тиридат III подвергает Григория Просветителя пыткам и за отказ поклоняться языческим богам бросает в яму сроком на 15 лет. Гонения христиан Тиридатом III в 303-304 гг. связано с именами замученных и убиенных им блаженных дев Рипсемэ, Гаяне и тридцати двух монахинь.

После казни святых дев, Тиридат впадает в безумие «…и начал он есть свое мясо». По настоянию своей сестры Тиридат освободил Григория, и тот его исцелил. Это событие произошло, вероятнее всего, в 313 году (начало заключения Григория 298 г. плюс 15 лет проведенные им в яме). Это был год провозглашения Римом Миланского эдикта, согласно которому христианство возводилось в статус одной из официальных религий Римской Империи. Очевидно, началом проповеднической деятельности Григория Просветителя, который вместе с Тиридатом III начинает объезжать Армению и просвещать его население, можно считать 313 или 314 год. Ибо, согласно подготовительному периоду перед крещением (катехуменату), длящемуся от одного до трех лет, процесс посвящения в христианство должен был длиться какое-то определенное время. С учетом катехумената крещение, скорее всего, произошло в 314 году. В этот год на берегу реки Ефрат крестилась правящая элита и некоторая часть населения Армении. Вместе с Тиридатом крещение принимал и царь Алпана Урнайр. Принятие христианства Урнайром в 314 году, по Моисею Дасхуранви, было повторным «просветлением» Алпана, который еще в апостольской период познал «о спасительном явлении истинного солнца».

В 506 году 494 г. (314+180= 494 г.), в годы армянского католикоса Бабкена в Двине был созван собор армянской церкви, где осуждался Халкидонский собор, созванный при правлении Византийским престолом Маркиана (в 451 году). В 581 г. Иверская Церковь при епископе Корюне окончательно отделилась от армянской. Алпанская же церковь еще в V веке восстановила свой патриарший престол в Партаве, а в конце V века город Партав становится резиденцией албанского архиепископа.

Дальнейшее развитие христианства в Алпане способствовало созданию алфавита и развитию просвещения и культуры. (Найденные в 1994 году на Синае в церкви Святой Екатерины грузинским ученым З.Алексидзе албанские тексты / церковные лекционарии начала IV века / относит создание алпанского алфавита на целое столетие назад). Особенно начало VII века характеризуется ренессансом материальной и духовной культуры, истории, церковной и светской литературы. Алпанская Церковь окончательно отделилась от монофизитской Армянской Церкви и стала самостоятельной. Во 2-й половине VI века (552 г.) были приняты «Алупанские каноны», представляющие собой законы для христианского населения Алпанского государства. К началу арабского завоевания Закавказья и Кавказа в Иерусалиме алпанцами было построено более десятка монастырей. «История страны албан» Моисея Дасхуранви сохранила элегию поэта VII века Давдака Картала «Плач на смерть великого царя Жаван-шарра», написанная в форме акростиха, где каждая строка начинается буквой алупанского алфавита.

Фейзудин Нагиев
доктор филологических наук
2011
14.02.2015 296 0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
»»»
· Новое в библиотеках
· Новое на форумах
· Новое в комментариях
»»»
Виджет лезгинского языка:
образец справа, код здесь »»»
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
© 2013-2017 · Alpania-MezО нас | Информеры | Контакты | СсылкиХостинг от uCoz