Вход | Регистрация
Главная » Статьи » История
Страницы: « 1 2 3 »
Найдено материалов: 56
В исторической литературе Дербентский проход называют и «пограничной крепостью Чула», и «воротами Чула», и «воротами гуннов», и границей «владений албан и хонов». Чула становится границей Албании и «царств» кочевников, т.е. границей двух миров, двух цивилизаций – земледельческого и скотоводческого. (Кудрявцев А.А. Город, не подвластный векам. С.65, 80. Он же. Древний Дербент. С.62). Велико было его стратегическое значение. Эта область запирала так называемые албанские ворота – проход между горами большого Кавказа и Каспийским морем.
18.02.2015 1495 0
» История
К северо-востоку от села Касумхюр Сулейман-Стальского района на гряде холмов (высота около 100 метров над уровнем моря) расположены три селения под общим названием СтIалар: Агъа СтIал, Кьулан СтIал, Вини СтIал. История трех сел уходит в далекое прошлое и тесно связана с историей древнего города Кра, известного историкам как город Тарс (Терсеполь или по-местному Терсепул).
17.02.2015 1187 0
» История
Кавказ является колыбелью древних цивилизаций, созданных его автохтонными народами. Одними из народов Кавказа и Закавказья, создавших свою уникальную культуру являются народности лезгинской группы языков. Упоминания о различных лезгинских племенах встречается в сочинениях античных и раннесредневековых авторов (ваны, асы, гелы /гилы, леги /лики/леки, утии /кутии, пелазги, руты, лацы, троянцы /тирренцы, арсы, гаргары…). После падения царства Урартского, поклоняющиеся богу Огня Алпану лезгиноязычные народы в V-IV вв. до н.э. создали государство Алпан (Кавказскую Албанию), простирающуюся от реки Арас до прохода Чула.
14.02.2015 1371 0
» История
...дувул сад тирди фадлай субут хьанватIани, садбур мадни и чIалар сад-садавай къакъудиз алахъзава. ЛЕЗГИ халкь хьиз, лезги чӀални тарих тирвал лугьуз тежер кьван чӀехи мусибатрик акатна. Садбуруз лезгияр хайи чӀалакай магьрумариз кӀан хьана. Халкь рекьин патал лезгидин сад лагьай ва виридалайни хци яракь тир чӀал къакъудиз алахъна чапхунчияр. Ингье я халкь рекьиз хьанач, яни адан чӀал. Халкь хьиз, чӀални агъзур йисарин имтигьанрай акъатна яшамиш хьана — дувулар деринра авайвиляй.
31.01.2015 1062 0
» История
Несмотря на утверждение древних историков о существовании в Албании своего алфавита, и о том, что албанцы говорили на грубом, богатым гортанными звуками языке, фактическое изучение истории албанской письменности начинается с 1937 года, когда появилось сенсационное сообщение об обнаружении албанского алфавита в Матенадаранском рукописном фонде Еревана (рис. 1). Эта дата, т.е. сентябрь 1937г., считается датой возрождения кавказско-албанской письменности.
20.01.2015 1987 0
» История
В фокусе нашего интереса находятся исторические корни лезгинского языка. Лезгинский язык распространен главным образом в южных районах республики Дагестан и в северных районах республики Азербайджан. В республике Дагестан лезгины проживают в Сулейман-Стальском (бывший Касумкентский), Курахском, Магарамкентском, Ахтынском районах и частично в Хивском, Рутульском, Дербентском, Хасавюртовском. В Азербайджане они компактно проживают в смежном Кусурском районе и разрозненно — в Кубинском, Хачмасском, Исмаилинском, Куткашенском, Варташенском, Нухинском и других районах [1]. Лезгинский язык принадлежит к иберийско-кавказской языковой семье.
15.08.2014 1057 0
» История
В августе 1799 г. французские солдаты копали траншеи в городе Розетты, расположенном недалеко от Александрии, когда Наполеон I готовился к решительной борьбе за Египет. Неожиданно солдаты обнаружили камень из черного базальта, покрытый таинственными четко высеченными письменами. Письмена на плите были трех видов: нижние строки были написаны по-гречески, средняя часть надписи была сделана на разговорном египетском языке скорописным, так называемым демотическим шрифтом, а верхняя часть была написана рисуночным (иероглифическим) письмом. Самой непонятной оказалась верхняя иероглифическая надпись.
15.06.2014 749 0
» История
Миллет, халкь кьилди-кьилдин ксарикайни хзанрикай, сихилрикайни тайифайрикай арадал къвезвай тIебии ибарат я. Умуми чIални яшамиш жедай ери – чил, тарихни меденият авай гьар са халкь – ам тIебиатдин кьилдин беден яз гьисабиз жеда. И бедендизни, инсандиз хьиз, гьар жуьредин лишанар – къилихарни хесетар, кьетIенвилерни тафаватлувилер хас я. Миллетдин кьетIенвал хуьзвай, ам масадбурукай тафаватлу ийизвай лишанриз милли тIамгъа (код) лагьайтIани жеда. Ихьтин лишанри милли къанажагъ, фагьум-фикир (самосознание) арадал гъизва. Милли къанажагъ халкьдикай миллет ийизвай, ам миллет яз хуьзвай зурба къуват я лагьайтIа, чун ягъалмиш жедач.
22.04.2014 923 0
» История
В процессе перевода «Истории албан» (далее ИА) Моисея Каланкатуаци – Дасхуранви с армянского перевода на русский язык К.Патканов столкнулся с множеством совершенно непо­нятных, неизвестных в армянском языке слов, фраз и предложений в отличие от всех армянских источников V-XVIII вв. [Патканов, 1868]. Как пишет В.Л. Гукасян, этот достаточно опытный источниковед-грабарист затруд­нился перевести на русский язык даже всю 33-ю главу II книги [Гукасян 1968: 53-61].
15.04.2014 844 0
» История
Кавказ, возможно, – самое уникальное место на Земном шаре, где сохранились не только древнейшие виды флоры и фауны, но и уникальное человеческое общество с уникальными языками, обычаями и культурой. Коренным населениям Кавказа характерны самые светлые и благородные человеческие качества: они гостеприимны, жизнерадостны, трудолюбивы.
27.02.2014 790 0
» История
Некоторые ученые предполагают, что Албания была достаточно долгое время под протекторатом Персии и по этой причине язычество в Албании тоже должно было развиваться под влиянием зороастризма. Это ошибочное пред­ставление – результат того, что многие ученые были заложниками господ­ствующей идеологии. Политика Советского государства в отношении так назы­ваемых малочисленных народов заранее предопределяла и результаты истори­ческих, этнографических и других исследований.
01.10.2013 2270 0
» История
Наиболее древними божествами лезгин Самурской долины были персонифицируемые небо, небесные светила - Солнце и Луна, атмосферные явления - радуга, ветер, гром и молния, дождь. Стрелять в Солнце и Луну считалось грехом, «это все равно, что стрелять в Аллаха» (с. Хрюг). С Солнцем были связаны определенные верования и табу. Повсеместно существовал запрет пускать солнечные зайчики в окна домов. Это расценивалось как намек, что в этом доме живут женщины легкого поведения (с. Ахты). По всеобщему представлению, затмения светил происходят по воле Всевышнего, наказывающего таким образом людей за грехи. Существовало также представление, что грешников убивает молния («цIайлапан»).
25.09.2013 811 0
» История
Этот гороскоп отличается от обычных тем, что в нем не 12 знаков, как в зодиакальном или китайском, а 24. Это связано с тем, что лезгинский годовой календарь делится не на 12 месяцев, а на 24 цикла, где каждый цикл связан с определенными сельскохозяйственными работами, игравшими важную роль в жизни древних лезгин. Этот гороскоп представляет интерес не только с точки зрения этнографии и культурологи, но может быть полезен и интересен современному человеку, поможет лучше узнать людей, с которыми мы общаемся.
18.09.2013 943 0
» История
Как принято считать, в основе всякого календаря лежат астрономические явления: смена дня и ночи, изменение лунных фаз и смена времен года. Эти явления дают три основные единицы измерения времени, лежащие в основе любой календарной системы - солнечные сутки, лунный месяц, солнечный год. Вместе с тем возникновению и развитию представлений человека об организации времени и пространства, формированию структуры календаря влияли и своеобразие природно - климатических условий, ландшафта, системы жизнеобеспечения народа. Все эти условия вместе взятые, способствовали образованию различных календарных систем. Разнообразие действующих в разных странах календарных систем со своим летоисчислением, своей эрой, иногда особыми единицами времени и т.д. являются доказательствами сказанного.
17.09.2013 1349 0
» История
В сравнительно недавно построенной кладке у входа в Цитадель Дербентской крепости находится камень с албанской надписью. Скорее всего, камень привозной и на кладке он поставлен таким образом, что надпись получилась в перевернутом виде. Надпись состоит из пяти букв: ХИНЕЙ (рис. 1). Она находится на открытом месте и частично повреждена от рук небрежных посетителей. Впервые эта надпись опубликована нами в 1995 г.
27.08.2013 898 0
» История
Пеласгское иероглифическое письмо читается при помощи лезгинского языка. Египетское иероглифическое письмо состоит примерно из таких же рисунков. Подходит ли лезгинский язык в качестве ключа для идентификации рисунков египетского письма? Утвердительное предположение этого вопроса исходит из следующих обстоятельств. Во-первых, древнегреческое население Балканского полуострова имеет тесные культурные и исторические связи с египтянами. Циклопические сооружения древней Греции, напоминающие египетские, принадлежат именно догреческому населению Балкан. Во-вторых, бог Солнца Ра, идентичное с лезгинским "рагъ" 'солнце', в XXVI-XXV вв до н.э. стал главным богом египетского пантеона и его культ приобрел общеегипетский характер. В-третьих, один из знаменитых фараонов Египта Рамзес упоминается в этрусском письме, которое также дешифруется при помощи лезгинского языка: "РамтIас ман йа" (Рамтас - обожествленный предок). Имя "Рамзес" означает 'Ра подарил', что вполне подходит лезгинской интерпретации - "Ра ам зас" 'Ра его мне (подарил)'. В-четвертых, слово "фараон" идентично с лезгинским "фиръаван" 'роскошный'. В-пятых, неизвестная в историографии этимология слова "пирамида" вполне интерпретируется при помощи лезгинского языка. Дело в том, что в этрусском письме буквы "К" и "П" близки по начертаниям и поэтому в латинских транслитерациях они приведены как одна буква "П".
05.08.2013 1366 0
» История
Государством, первым образовавшимся в V веке до нашей эры на территории Южного Дагестана и Азербайджана, являлась Кавказская Албания, населенная предками современных дагестанских лезгино-язычных народов, при этом надо сразу подчеркнуть, что окончательно нынешние географические границы Дагестана сформировались в советский период истории лишь в середине 60-годов прошлого века. Были присоединены ныне северные районы Дагестана, с населяющими их этносами.
30.07.2013 1093 0
» История
Лакз – варианты: аль-Лакз и Лакзан – по мнению А. Р. Шихсаидова, основанном на изучении местных источников, прежде всего «понятие территориальное, а не этническое или политическое» [Х. Х. Рамазанов, А. Р. Шихсаидов. Очерки истории Южного Дагестана. — Махачкала: Дагестанский филиал Академии наук СССР, 1964]. По В. Ф. Минорскому «На запад от Маската, в верхнем течении реки Самур, лежит горная страна, населенная племенами, которых мусульманские источники называют лакз» [Минорский. История Ширвана и Дербенда X-XI веков. География и этнография в тарих аль-Баб]. Арабо-персидские авторы средних веков, от которых мы собственно и знаем о Лакзе, придают этому термину разные значения. У Йакута и аль-Калкашанди это название города, причем у последнего город находится в стране Рус. У аль-Мукаддаси, ибн-Са’ида аль-Магриби, Хамдаллаха Казвини и в средневековом сирийском источнике, приводимом турецким ученным XVII века Мюнеджим баши, это название гор. Но у абсолютного большинства средневековых авторов, в том числе и у упомянутых Йакута, аль-Калкашанди, аль-Магриби, и Мюнеджим баши Лакз это прежде всего название народа или племени (племен). Даже в тех случаях, когда речь идет об одноименном политическом образовании, т. е. стране «Лакз», часто пишут именно «страна (царство) Лакз», тогда как названия остальных владений пишут просто «Табарсаран», «Сарир», т. е. как бы подчеркивают этническую составляющую данного царства.
26.07.2013 1870 0
» История
О том, что северокавказские (алородийские) народы в прошлом представляли этносы с богатейшей исторической культурой, написано много. Живая речь наших народов – богатейший материал не только для языковедов, но и для историков и этнографов. Мы предлагаем вниманию читателя слово «шарр». Оно в лезгинском языке имеет два значения: 1) эргоним «царь», «князь»; 2) зооним «дождевой червь».
25.07.2013 801 0
» История
Язык, условно названный нами кюринским, составляет особую лингвистическую единицу, которая менее дробится на расходящиеся наречия, чем напр. язык маарулов (аварцев) или язык Даргуа (даргинцев). В отношении к однообразию язык кюринский может быть уподоблен лакском, несмотря на то, что раскинулся на гораздо большее пространство. В нем встречается много видоизменений выговора, едва ли не в каждом ауле, но, несмотря на то, кюринцы с самых противоположных концов края, подобно лакам, свободно понимают друга, друга, чего нельзя сказать о маарулах или даргинцах.
18.07.2013 1397 0
» История
© 2013-2024 · Alpania-Mez Контакты Хостинг от uCoz