Вход | Регистрация
Главная » Статьи
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 »
Найдено материалов: 114
В настоящее время в языкознании возрастает интерес к языковой изменчивости, к закономерностям эволюции слов. Быстрые социально-экономические изменения обуславливают ускорение языковой динамики, в результате которого идет интенсивный рост в словаре новаций, неизбежно модифицирующих литературную норму и приобретающих её статус.
28.02.2015 1700 0
» Языкознание
Наиболее распространенным и одним из древнейших видов декоративно-прикладного искусства Дагестана является ручное ковроткачество. На территории республики нет такого уголка, где бы не ткали различные виды ковровых изделий. Но особенно прославились мастерством исполнения, красотой узоров и цветовых сочетаний высокохудожественные ворсовые и безворсовые ковры лезгинских и табасаранских мастериц.
25.02.2015 4426 0
» Культура
«Имя – есть жизнь, – писал А.Ф. Лосев, – только в слове мы общаемся с людьми и природой, что только в имени обоснована вся глубочайшая природа социальности во всех бесконечных формах ее проявления, все это отвергать – значит впадать не только в антисоциальное одиночество, но и вообще в античеловеческое, в антиразумное одиночество, в сумасшествие. Человек, для которого нет имени, для которого имя это только простой звук, а не только предметы в их смысловой явленности, этот человек глух и нем, и живет он в глухонемой действительности...».
23.02.2015 1881 0
» Культура
Во время свадебных мероприятий лезгин наблюдается множество пережитков ранних форм религиозных верований, особенно магии. Несмотря на то, что, по мнению исследователей, "на современном этапе почти весь цикл обычаев и обрядов, сопровождающих свадьбу у лезгин, сохраняется в традиционном варианте", однако, "многие обряды и обычаи свадебного цикла, которым в прошлом придавалось магическое значение, в наши дни чаще всего являются символами, придающими свадьбе эмоциональность и национальный колорит". В наши дни свадебные обряды лезгин имеют демонстративный, зрелищный, символический характер. Свадебный обряд у лезгин сохраняет в себе в большом количестве архаические поверья, содержит немало суеверно-бытовых пережитков, во время его проведения исполняются множество магико-предохранительных приемов. Практика изучения магических обрядов на свадьбах лезгин исследователями показывает, что они в ответ на определенные практические потребности призваны воздействовать на природу, общество, заменяя реальные средства мнимыми, иллюзорными. Их назначение, как правило, сводится к двум целям: во-первых, уберечь молодых от "порчи", возможного вреда со стороны недоброжелателей, и, во-вторых, обеспечить им достаток, здоровье и способность продолжения рода, складывание нормальных отношений с новой родней и т. д.
22.02.2015 814 0
» История
Необходимость выбора рационального курса для сохранения традиционной культуры, в том числе и языка для будущих поколений эта аксиома, неоднократно звучала из уст автора данной публикации. Статьи Ф.А. Бадалова, посвящнные проблемам лезгинского языка начиная с 90х гг. ХХ века были опубликованы в газетах "Самур", "Алпан" (Баку), "Лезгистандин хабарар", "Голос арода" (Махачкала) "Лезгинские известия" (Москва), в разных журналах, сборниках материалов научных конференций, "круглых столов", а также в монографиях. В статьях, а также в литературных произведениях (роман "Миф", комедии, рассказы, интермедии и т.д.) автора использованы тысячи слов, идиоматических выражений, словосочетаний, фразеологизмы и т.д. из диалектов, а также некоторые недостающие буквы, вопреки давно устаревшим и не пригодным правилам правописания.
21.02.2015 835 0
» Языкознание
Инал чаз са шакни авачиз тарихдин фактар герек къведа. Чна пеласгрин, этрусрин, египетвийрин ва кавказдин албанрин кхьинар кIел авурдалай кьулухъ абурунни Къавказдин абориген халкьарин арада къавумвал хьун успат жезва. А къадим халкьарин чIаларин гафар грек, латин ва маса чIаларин куьмекдив Авропадин ва Мукьвал Асийадин гзаф чIалариз фенва. И гафарин сан цIудралди, вишералди хьун мумкин йа. Има акI лагьай гаф ттуш хьи Къавказдин чIалар (гьакIни лезги чIал) и чIаларин виридахъ галаз къавум йа. Чна и чIалара авай формадизни манадиз ухшар гафарин мисалрал гьабурун мукьвавал къалуриз канзава. ГIаламат кар ам йа хьи, и гафарин арада чIала фад-фад дуьшуьш жезвай гафарихъ галаз ппара къериз дуьшуьш жезвай (гIайиб) гафарни ава. И гафар венерик гIазаррин ва абур сагъар хъавунин текстерихъ галаз къадим чIаларай аттанвайбур йа.
20.02.2015 847 0
» История
Квез «ттаппкка» вуч лагьай гаф йатIа чидан? Къуба нугъатра дуьшуьш жезвай и гаф лезги гафарганра авач. Лезги гафарганра хьанайтIани, ама «тапка» хьиз кхьидай, анжах «тапка» «ттаппкка» ттуш. И гаф чавай урус чIалаз ‘мотыга’ хьиз элкъуьриз жеда. Лезги гафарганра урусрин «мотыга» гаф лезги чIалаз ‘керки’ хьиз элкъуьрнава. Дегь чIаван туьрк гафарганда «керки» урусрин ‘кирка’ гаф хьиз къалурнава, лезги чIалаз урусрин «кирка» гаф ‘каца’ (нугъ. «ккаццай») хьиз таржума авунва. Эгер «ккацца(й)» ‘кирка’ йатIа, «ттаппкка» ‘мотыга’ йа ман.
19.02.2015 773 0
» История
В исторической литературе Дербентский проход называют и «пограничной крепостью Чула», и «воротами Чула», и «воротами гуннов», и границей «владений албан и хонов». Чула становится границей Албании и «царств» кочевников, т.е. границей двух миров, двух цивилизаций – земледельческого и скотоводческого. (Кудрявцев А.А. Город, не подвластный векам. С.65, 80. Он же. Древний Дербент. С.62). Велико было его стратегическое значение. Эта область запирала так называемые албанские ворота – проход между горами большого Кавказа и Каспийским морем.
18.02.2015 1495 0
» История
К северо-востоку от села Касумхюр Сулейман-Стальского района на гряде холмов (высота около 100 метров над уровнем моря) расположены три селения под общим названием СтIалар: Агъа СтIал, Кьулан СтIал, Вини СтIал. История трех сел уходит в далекое прошлое и тесно связана с историей древнего города Кра, известного историкам как город Тарс (Терсеполь или по-местному Терсепул).
17.02.2015 1185 0
» История
Кавказ является колыбелью древних цивилизаций, созданных его автохтонными народами. Одними из народов Кавказа и Закавказья, создавших свою уникальную культуру являются народности лезгинской группы языков. Упоминания о различных лезгинских племенах встречается в сочинениях античных и раннесредневековых авторов (ваны, асы, гелы /гилы, леги /лики/леки, утии /кутии, пелазги, руты, лацы, троянцы /тирренцы, арсы, гаргары…). После падения царства Урартского, поклоняющиеся богу Огня Алпану лезгиноязычные народы в V-IV вв. до н.э. создали государство Алпан (Кавказскую Албанию), простирающуюся от реки Арас до прохода Чула.
14.02.2015 1371 0
» История
Яран Сувар отмечается всеми лезгинскими народами (Яран (Йаран) сувар- на лезгинском, дословно «Праздник Солнца», Эверчин, Эбелцен-табасараны, Эр-рутулы, Эвелцан-агулы). Отмечают его в день весеннего равноденствия, в основном 21 марта. Он представлял собою своеобразный триумф жизни, тепла, света над зимней стужей, злыми силами, которые воплощала в себе зима.
09.02.2015 1049 0
» Культура
...дувул сад тирди фадлай субут хьанватIани, садбур мадни и чIалар сад-садавай къакъудиз алахъзава. ЛЕЗГИ халкь хьиз, лезги чӀални тарих тирвал лугьуз тежер кьван чӀехи мусибатрик акатна. Садбуруз лезгияр хайи чӀалакай магьрумариз кӀан хьана. Халкь рекьин патал лезгидин сад лагьай ва виридалайни хци яракь тир чӀал къакъудиз алахъна чапхунчияр. Ингье я халкь рекьиз хьанач, яни адан чӀал. Халкь хьиз, чӀални агъзур йисарин имтигьанрай акъатна яшамиш хьана — дувулар деринра авайвиляй.
31.01.2015 1062 0
» История
Несмотря на утверждение древних историков о существовании в Албании своего алфавита, и о том, что албанцы говорили на грубом, богатым гортанными звуками языке, фактическое изучение истории албанской письменности начинается с 1937 года, когда появилось сенсационное сообщение об обнаружении албанского алфавита в Матенадаранском рукописном фонде Еревана (рис. 1). Эта дата, т.е. сентябрь 1937г., считается датой возрождения кавказско-албанской письменности.
20.01.2015 1987 0
» История
Малум тирвал, лезги чIалан илимда гьуьжет алай, ерли ахтармиш тавунмай, гьеле бегьем тартибда гьат тавунвай месэлаяр тIимил амач. Тайин къайдадик квачир месэлаяр орфографияда ва пунктуациядани ама. Абурал чпин фикир алимри, муаллимри, газетрин, журналрин векилри, шаирри, писателри ва мсб. желб ийизва. ТIвар кьунвай ксариз чIалан тIям, адан везинлувал, чIуру ва къени чкаяр акун мягьтел жедай кIвалах туш, вучиз лагьайтIа чпин гьар йикъан кIвалахда чIалакай пешекарвилелди менфят къачузвайбур, чIалан устадар гьабур я. Амма, гьайиф хьи,са бязи ксар фадлай къайдаламиш хьанвай месэлайрикай, кьилди къачуртIа, орфография кIанелай дегишаруникай печатда рахазва, чпин кьатIунар ва фикирар вири халкьдал илитIиз алахъзава.
15.12.2014 622 0
» Языкознание
«Самур» газетдин алатай нумрада (№ 7, 25.07.2014) «ЧIалав акатайвал эгечI тийин. Ам чIурзавайбурун вилик пад къан» кьил ганвай макъала ава. И макъаладиз «Самур» газетдин редакцияди гьахъ алаз «Къалабулух квай чар» тIвар ганва. Макъалада конкрет мисалар гъанвачтIани эхтилат Азербайжанда лезги чIал чIурзавай ксарикай физва: «Алай чIавуз Азербайжанда журналар, ктабар, антологияр акъудзавай са бязи ксари чпиз чIалан къанунар тийижиз, адак герек тушир гьерекат кутадай алахъунарзава. Инал чи машгьур чIалан алим Мегьамед Гьажиева лагьай гафар рикIел хкъвезва: “Лезги чIал хуьн патал ам хъсандиз чирна кIанда”. Бес са бязи ксар чIал хъсандиз чин тийиз, чеб пешекар тушиз вучиз лезгидалди ктабар акъудиз алахъзава?». Зазни лезги чIалан илимдиз талукь титулар авач. ЯтIани эхиримжи 20-25 йисан къене лезги чIалан иервили ахварай авуднавай са лезгидиз хьиз зи хайи дидед чIал чIурзавайбурукай са кьве гаф зазни лугьуз кIанзава.
15.09.2014 694 0
» Языкознание
В фокусе нашего интереса находятся исторические корни лезгинского языка. Лезгинский язык распространен главным образом в южных районах республики Дагестан и в северных районах республики Азербайджан. В республике Дагестан лезгины проживают в Сулейман-Стальском (бывший Касумкентский), Курахском, Магарамкентском, Ахтынском районах и частично в Хивском, Рутульском, Дербентском, Хасавюртовском. В Азербайджане они компактно проживают в смежном Кусурском районе и разрозненно — в Кубинском, Хачмасском, Исмаилинском, Куткашенском, Варташенском, Нухинском и других районах [1]. Лезгинский язык принадлежит к иберийско-кавказской языковой семье.
15.08.2014 1057 0
» История
В августе 1799 г. французские солдаты копали траншеи в городе Розетты, расположенном недалеко от Александрии, когда Наполеон I готовился к решительной борьбе за Египет. Неожиданно солдаты обнаружили камень из черного базальта, покрытый таинственными четко высеченными письменами. Письмена на плите были трех видов: нижние строки были написаны по-гречески, средняя часть надписи была сделана на разговорном египетском языке скорописным, так называемым демотическим шрифтом, а верхняя часть была написана рисуночным (иероглифическим) письмом. Самой непонятной оказалась верхняя иероглифическая надпись.
15.06.2014 749 0
» История
Жемиятдин гьар йикъан игьтияжривай яргъа тушир затl чlал я лагьайтlа, таб ихтилат жедач. Адан кьилин везифа инсанрин арада рафтарвилер, авсиятар хуьнин такьат хьунухь я. И такьат инсаниятда малум тир вири илимрихъ галазни алакъалу я. Гьикl хьи, гьар са илим ахтармишун, вилик тухун патал чарасуз алат чlал я.
15.05.2014 853 0
» Языкознание
Для воспитания полноценной личности, гражданина своего народа, необходима этническая среда. Эта среда включает в себя весь набор национальной материальной и духовной культуры, история, язык, традиции и обычаи, песни и танцы, литературу и прочее. Задача поколений – сохранить и передавать свою богатую этническую культуру последующему поколению без потерь, а лишь обогатив его новыми достижениями национальной культуры.
30.04.2014 863 0
» Культура
Миллет, халкь кьилди-кьилдин ксарикайни хзанрикай, сихилрикайни тайифайрикай арадал къвезвай тIебии ибарат я. Умуми чIални яшамиш жедай ери – чил, тарихни меденият авай гьар са халкь – ам тIебиатдин кьилдин беден яз гьисабиз жеда. И бедендизни, инсандиз хьиз, гьар жуьредин лишанар – къилихарни хесетар, кьетIенвилерни тафаватлувилер хас я. Миллетдин кьетIенвал хуьзвай, ам масадбурукай тафаватлу ийизвай лишанриз милли тIамгъа (код) лагьайтIани жеда. Ихьтин лишанри милли къанажагъ, фагьум-фикир (самосознание) арадал гъизва. Милли къанажагъ халкьдикай миллет ийизвай, ам миллет яз хуьзвай зурба къуват я лагьайтIа, чун ягъалмиш жедач.
22.04.2014 923 0
» История
© 2013-2024 · Alpania-Mez Контакты Хостинг от uCoz