|
«Имя – есть жизнь, – писал А.Ф. Лосев, – только в слове мы общаемся с людьми и природой, что только в имени обоснована вся глубочайшая природа социальности во всех бесконечных формах ее проявления, все это отвергать – значит впадать не только в антисоциальное одиночество, но и вообще в античеловеческое, в антиразумное одиночество, в сумасшествие. Человек, для которого нет имени, для которого имя это только простой звук, а не только предметы в их смысловой явленности, этот человек глух и нем, и живет он в глухонемой действительности...». |
23.02.2015 | 1881 | 0 |
» Культура |
|
Во время свадебных мероприятий лезгин наблюдается множество пережитков ранних форм религиозных верований, особенно магии. Несмотря на то, что, по мнению исследователей, "на современном этапе почти весь цикл обычаев и обрядов, сопровождающих свадьбу у лезгин, сохраняется в традиционном варианте", однако, "многие обряды и обычаи свадебного цикла, которым в прошлом придавалось магическое значение, в наши дни чаще всего являются символами, придающими свадьбе эмоциональность и национальный колорит". В наши дни свадебные обряды лезгин имеют демонстративный, зрелищный, символический характер. Свадебный обряд у лезгин сохраняет в себе в большом количестве архаические поверья, содержит немало суеверно-бытовых пережитков, во время его проведения исполняются множество магико-предохранительных приемов. Практика изучения магических обрядов на свадьбах лезгин исследователями показывает, что они в ответ на определенные практические потребности призваны воздействовать на природу, общество, заменяя реальные средства мнимыми, иллюзорными. Их назначение, как правило, сводится к двум целям: во-первых, уберечь молодых от "порчи", возможного вреда со стороны недоброжелателей, и, во-вторых, обеспечить им достаток, здоровье и способность продолжения рода, складывание нормальных отношений с новой родней и т. д. |
22.02.2015 | 814 | 0 |
» История |
|
Необходимость выбора рационального курса для сохранения традиционной культуры, в том числе и языка для будущих поколений эта аксиома, неоднократно звучала из уст автора данной публикации. Статьи Ф.А. Бадалова, посвящнные проблемам лезгинского языка начиная с 90х гг. ХХ века были опубликованы в газетах "Самур", "Алпан" (Баку), "Лезгистандин хабарар", "Голос арода" (Махачкала) "Лезгинские известия" (Москва), в разных журналах, сборниках материалов научных конференций, "круглых столов", а также в монографиях. В статьях, а также в литературных произведениях (роман "Миф", комедии, рассказы, интермедии и т.д.) автора использованы тысячи слов, идиоматических выражений, словосочетаний, фразеологизмы и т.д. из диалектов, а также некоторые недостающие буквы, вопреки давно устаревшим и не пригодным правилам правописания. |
21.02.2015 | 835 | 0 |
» Языкознание |
|
Кавказ является колыбелью древних цивилизаций, созданных его автохтонными народами. Одними из народов Кавказа и Закавказья, создавших свою уникальную культуру являются народности лезгинской группы языков. Упоминания о различных лезгинских племенах встречается в сочинениях античных и раннесредневековых авторов (ваны, асы, гелы /гилы, леги /лики/леки, утии /кутии, пелазги, руты, лацы, троянцы /тирренцы, арсы, гаргары…). После падения царства Урартского, поклоняющиеся богу Огня Алпану лезгиноязычные народы в V-IV вв. до н.э. создали государство Алпан (Кавказскую Албанию), простирающуюся от реки Арас до прохода Чула. |
14.02.2015 | 1371 | 0 |
» История |
|
Яран Сувар отмечается всеми лезгинскими народами (Яран (Йаран) сувар- на лезгинском, дословно «Праздник Солнца», Эверчин, Эбелцен-табасараны, Эр-рутулы, Эвелцан-агулы). Отмечают его в день весеннего равноденствия, в основном 21 марта. Он представлял собою своеобразный триумф жизни, тепла, света над зимней стужей, злыми силами, которые воплощала в себе зима. |
09.02.2015 | 1049 | 0 |
» Культура |
|
Малум тирвал, лезги чIалан илимда гьуьжет алай, ерли ахтармиш тавунмай, гьеле бегьем тартибда гьат тавунвай месэлаяр тIимил амач. Тайин къайдадик квачир месэлаяр орфографияда ва пунктуациядани ама. Абурал чпин фикир алимри, муаллимри, газетрин, журналрин векилри, шаирри, писателри ва мсб. желб ийизва. ТIвар кьунвай ксариз чIалан тIям, адан везинлувал, чIуру ва къени чкаяр акун мягьтел жедай кIвалах туш, вучиз лагьайтIа чпин гьар йикъан кIвалахда чIалакай пешекарвилелди менфят къачузвайбур, чIалан устадар гьабур я. Амма, гьайиф хьи,са бязи ксар фадлай къайдаламиш хьанвай месэлайрикай, кьилди къачуртIа, орфография кIанелай дегишаруникай печатда рахазва, чпин кьатIунар ва фикирар вири халкьдал илитIиз алахъзава. |
15.12.2014 | 622 | 0 |
» Языкознание |
|
В фокусе нашего интереса находятся исторические корни лезгинского языка. Лезгинский язык распространен главным образом в южных районах республики Дагестан и в северных районах республики Азербайджан. В республике Дагестан лезгины проживают в Сулейман-Стальском (бывший Касумкентский), Курахском, Магарамкентском, Ахтынском районах и частично в Хивском, Рутульском, Дербентском, Хасавюртовском. В Азербайджане они компактно проживают в смежном Кусурском районе и разрозненно — в Кубинском, Хачмасском, Исмаилинском, Куткашенском, Варташенском, Нухинском и других районах [1]. Лезгинский язык принадлежит к иберийско-кавказской языковой семье. |
15.08.2014 | 1057 | 0 |
» История |
|
Миллет, халкь кьилди-кьилдин ксарикайни хзанрикай, сихилрикайни тайифайрикай арадал къвезвай тIебии ибарат я. Умуми чIални яшамиш жедай ери – чил, тарихни меденият авай гьар са халкь – ам тIебиатдин кьилдин беден яз гьисабиз жеда. И бедендизни, инсандиз хьиз, гьар жуьредин лишанар – къилихарни хесетар, кьетIенвилерни тафаватлувилер хас я. Миллетдин кьетIенвал хуьзвай, ам масадбурукай тафаватлу ийизвай лишанриз милли тIамгъа (код) лагьайтIани жеда. Ихьтин лишанри милли къанажагъ, фагьум-фикир (самосознание) арадал гъизва. Милли къанажагъ халкьдикай миллет ийизвай, ам миллет яз хуьзвай зурба къуват я лагьайтIа, чун ягъалмиш жедач. |
22.04.2014 | 923 | 0 |
» История |
|